На сегодняшней встрече в Мексике между президентом Обамой и президентом России лидер США пытался убедить Владимира Путина, что у Америки не было никакого желания стать между Москвой и лояльным клиентом — Сирией. В расчете на свое личное обаяние и инстинктивную уверенность в том, что демонстрация доброй воли по отношению к тем, кто враждебно относится к Соединенным Штатам, решит большинство проблем, Обама полагал, что сможет убедить Путина отказаться от поддержки кровавого режима Асада и присоединиться к Западу в попытке прекратить бойню в Сирии. Но мрачное выражение на лицах и Обамы, и Путина после двухчасового пребывания в одной компании показывает, насколько сильно ошибался американский президент.
Попытки Обамы сладкоречиво повлиять на бывшего агента КГБ имели такой же успех, как некоторые его предыдущие усилия извиниться за непопулярность Америки. Дело не только в том, что Путин не доверяет Обаме — хотя это очевидно. Но после трех с половиной лет пребывания при власти и одной неудачной попытки «перезагрузки» президент США до сих пор не понимает основной динамики отношения россиян к Соединенным Штатам. Эта встреча, первая после избрания Путина на должность президента, явно была диалогом глухих. Ее конечный результат — еще одно унижение для Обамы, который не только не смог ничего сделать, чтобы остановить массовые убийства в Сирии, но, как теперь видно, ему не удалось убедить покровителя Асада покинуть его. Со своей стороны, Путин посмотрел Обаме в глаза и увидел человека, который намеревается кланяться Москве и выказывает слабость, чем Путин не замедлит воспользоваться в будущем.
Холодность, с которой Путин отнесся к Обаме, лишь подчеркивает нисходящую спираль в отношениях между США и Россией. Учитывая поставки российских ракет в Сирию, а также сообщения из Ирана по поводу обсуждения возможности общих военных учений с Россией, Обама, чей лагерь высмеивал заявление Митта Ромни о том, что Россия является главным геополитическим врагом Америки, наблюдает за тем, как Путин восстанавливает влияние своей страны над частью Ближнего Востока.
Обаму нельзя обвинять в плохом поведении Путина или за решительность россиян поставить Америку на колени, используя любые шансы. Но очевидная попытка президента идти на сближение с Путиным может подготовить почву для еще худшего. Подобно тому, как его прошлая попытка умиротворения России отказом размещения элементов ПРО в Польше и Чехии не помогла падению режима Путина, начав переговоры с признания, что после теоретического падения Башара аль-Асада Сирия останется под влиянием Москвы, Обама увеличил вероятность того, что россияне будут продолжать усилия в попытке ослабить влияние США. Вместо того чтобы ясно дать понять россиянам, что Соединенные Штаты не потерпят такого поведения или пребывания при власти тирана-убийцы, Обама ухудшил и без того сложные отношения и практически гарантировал, что Асаду не о чем беспокоиться, независимо от того, сколько людей он убивает.
Причиной этому являются не только определенные намерения россиян, но и безнадежный романтизм администрации США и ставка на завоевание умов и сердец зарубежных лидеров и их народов. Хотя уже давно очевидно, что уверенность Обамы в том, что его обаяния и демонстрации доброй воли будет достаточно, чтобы преодолеть резкие расхождения политики с другими странами, является корыстным мифом. Тем не менее, президент Обама продолжает ошибаться, веря в силу своей личности. Это будет дорогого стоить сирийскому народу, если он будет и впредь действовать в этом направлении и позволять россиянам, китайцам и европейцам препятствовать усилиям, направленным на то, чтобы вынудить Иран отказаться от своей ядерной программы. Это будет еще дороже стоить и Ближнему Востоку, и миру.
www.commentarymagazine.com 19 июня 2012 года, перевод Мыколы СИРУКА, «День»