На первый взгляд, все тихо на восточном фронте. В Украине в муках коалиционных переговоров рождается новое правительство, а в Европейском Союзе все ждут результата. Таким образом, не происходит ничего особенного.
Хотя изображенная выше картина кажется правильной, такое описание было бы очень неглубоким и обманчивым. Вопреки тому, как выглядят сегодняшние реалии взаимных отношений, Европейский парламент очень обеспокоен делами, имеющими первоочередное значение для Украины, и ее будущими отношениями с Евросоюзом.
Среди решений, принятых Европарламентом на этой неделе — решения относительно усиления Европейской политики соседства, вступления в действие соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии с Украиной, а также соглашений о торговых и экономических отношениях. Все это, пусть различным образом и в различной степени, касается Украины и ее европейских стремлений и интересов.
Наиболее выразительное политическое содержание имеет отчет об усилении Европейской политики соседства. Хоть эта политика и должна становиться все более эффективной и практической, она отнюдь не является заменителем возможного будущего членства в ЕС. Я знаю, многие в Украине опасались, что будет именно так. Отныне такие страхи безосновательны. Поэтому украинское правительство, если пожелает, может переосмыслить свой подход к участию в Европейской политике соседства.
В отличие от этого постановления, другие принятые решения, касающиеся соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии, имеют действительно практическое значение для Украины. Приняв их, Европарламент предложил Совету ЕС заключить между европейским сообществом и Украиной соглашения по этим двум вопросам. Хотя эти решения имеют большое практическое значение, в пункте введения упрощения визового режима они касаются противоречивого вопроса: для украинцев 35 евро, которые они должны платить за визу — немаленькие деньги. Но, к сожалению, это неминуемое следствие развития европейской интеграции. Однако есть и хорошая новость. Если бесплатные визы, которые украинцы до сих пор получали для большинства стран, принятых в Евросоюз в 2004 году, были действительными только для этих государств, то новые визы будут действительными для всех стран ЕС, входящих в так называемую Шенгенскую зону, которая в конце этого года расширится (последнее также было одобрено голосованием Европарламента на этой неделе).
В придачу определенные группы украинских граждан будут освобождены от платы за визу. Это касается близких родственников граждан стран Евросоюза, должностных лиц, которые едут в официальные поездки, студентов, лиц, принимающих участие в программах культурного и образовательного обмена или спортивных соревнованиях. Все это, хоть и далеко от совершенства, направлено на смягчение сложной ситуации, которая, я уверен в этом, со временем станет нормальной и приемлемой для всех.
Последнее постановление, которое стоит вспомнить — это решение относительно торговых и экономических отношений. Этот документ выражает полную поддержку со стороны Европарламента развитию тесных экономических связей с Украиной и введения зоны свободной торговли и перечисляет все необходимые шаги, которые как Украина, так и ЕС должны осуществить для достижения этих целей. Хотя этот документ является собственной инициативой Европарламента и как таковой имеет меньший политический вес в Евросоюзе, его принятие демонстрирует живой интерес к Украине. Он также выражает собой тот факт, что все больше людей в Европе осознают, каким мощным экономическим и социальным потенциалом обладает Украина. Этот документ имеет огромное значение. В конце концов, нынешний Европейский Союз сначала основывался на тесной экономической интеграции. Было бы неплохо, если бы тот же сценарий касался взаимоотношений ЕС с Украиной. Что объединяет сильнее, чем общие экономические интересы?
Мне не нужно идти дальше, чтобы показать, что, вопреки кажущемуся затишью, в отношениях между ЕС и Украиной продолжается значительная работа. Эта работа не выставляется напоказ, не привлекает внимания средств массовой информации, однако, как бы там ни было, она должна быть проделана. Будем надеяться, что вскоре этот же процесс начнется и в Украине.
Марек СИВЕЦ — вице-президент Европейского парламента. В 1985—1987 гг. был главным редактором еженедельника «Студент», 1987—1990 гг. — главный редактор еженедельника «И т. д...», 1990— 1991 гг. — главный редактор газеты «Трибуна». В 1991—1997 гг. был депутатом сейма Польши от Демократического левого альянса. 1997—2004 гг. — секретарь бюро по вопросам национальной безопасности Польши, сопредседатель консультативного комитета президентов Польши и Украины. С 2004 года — член Европарламента, 2007 г. — вице-президент ЕП.