Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обучение как средство избавления от экстремизма

Мусульманский мир страдает от «образовательной бедности»
30 октября, 2009 - 20:12
БЕЗ УЛУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АРАБСКОМ МИРЕ БЕЗРАБОТИЦА, НЕГРАМОТНОСТЬ И НЕРАВНОМЕРНОСТЬ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ БУДУТ РАСТИ, И РЕГИОН БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ КАК ДЛЯ САМОГО СЕБЯ, ТАК И ДЛЯ СВОИХ СОСЕДЕЙ / ФОТО РЕЙТЕР

Отчет за отчетом из ВБРР, Программы развития ООН и Арабской Лиги подчеркивают, что одной из основных причин отсталости арабского мира является дефицит образования. Обладая 5% мирового населения и значительной долей мировых запасов нефти и газа, арабский мир, тем не менее, отстает от большинства остальных стран и страдает от того, что лучше всего можно обозначить термином «образовательная бедность». Без существенного повышения образования всех уровней безработица, неграмотность и неравномерность в распределении доходов будут по-прежнему расти, и регион будет представлять опасность, как для самого себя, так и для своих соседей.

Даже до текущего экономического спада уровень безработицы в арабском мире оценивался в 14% — наивысший средний показатель после стран Африки, расположенных к югу от Сахары. Среди молодежи и недавних выпускников этот показатель выше более чем в два раза.

В арабском мире также наблюдается наивысшая в мире скорость прироста населения: почти 40% его населения сегодня находится в возрасте до 15 лет. По некоторым оценкам, на арабский мир приходится одна четверть безработных мира в возрастной группе от 15 до 24 лет. Только для того, чтобы справиться с притоком молодежи на рынок труда, экономике арабских стран придется создать 100 млн. новых рабочих мест в течение следующих 10 лет, что невозможно, если образование будет по-прежнему в таком плачевном состоянии.

В течение последнего десятилетия в арабском мире улучшилось соотношение учащихся в различных возрастных группах, но в арабских странах все же сохраняется одно из самых низких среди развивающихся стран соотношений учащихся в различных возрастных группах. Около одной пятой части детей школьного возраста, т.е. более 7 млн., не посещают школу, причем 60% из них — девочки. В среднем количество лет, которые арабские дети проводят в школе, ниже более чем в два раза соответствующего показателя для восточноазиатских стран. Не удивительно, что, несмотря на некоторые успехи последних десятилетий, неграмотность остается в среднем на уровне 30%, а в некоторых арабских странах достигает 50% и 60%.

Еще одним препятствием является качество арабского образования. Сегодняшний рынок труда требует наличия навыков, основанных на решении проблем, критическом мышлении, современных языках и технологиях, но арабские образовательные системы в целом остаются традиционными, основанными на заучивании материала наизусть и на авторитарной власти учителей.

Проводимые во всем мире исследования показывают, что образование является ключевой предпосылкой устойчивого развития. Восточноазиатские «тигры» вкладывали в образование огромные средства, и это окупилось в виде способной и современной рабочей силы. Но экономическое развитие арабского мира, которое большей частью основано на прибыли от продажи нефти, оставило население слабо образованным и экономически бедным.

Образование имеет большое значение в арабском сообществе вследствие своего особого положения в исламе, который, подобно иудаизму и христианству, является книжной религией. В евангелии от Иоанна говорится: «В Начале было Слово»; первое слово, которое было открыто пророку Магомету архангелом Гавриилом (Джибраилом), было «Читай...»; одно из посланий пророка таково: «Долгом каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина, является стремление к знаниям».

К тому же, в исламе нет духовенства, а только богословы. Золотые века арабского мира — Багдад XI века и Андалусия XIV века — почитаются как периоды высокого уровня образованности. Школы и университеты получили широкомасштабную поддержку, а студенты и ученые путешествовали от города к городу в поисках знаний. Однако после этих золотых веков образование пришло в упадок.

К 1970-м и 1980-м гг. новые независимые государства арабского мира добились значительных успехов в развитии своего образовательного сектора. Но им недостало ресурсов, чтобы справиться со своим собственным растущим населением. Грандиозные инвестиции 1950-х и 1960-х резко сократились, и в результате сегодня слишком многие дети либо находятся за пределами школьной системы, либо получают образование низкого уровня, не дающее им даже основных навыков чтения и счета. Также до сих пор имеет место значительное неравенство по признакам пола, региона, богатства, физических ограничений и других факторов социальной дискриминации.

Что есть у Запада в полной мере и что больше всего необходимо арабскому миру — это образование. Для этого должно быть больше школ и меньше оружия, больше университетов и меньше авианосцев. Американский университет Бейрута, основанный в 1866 г., сделал, по-видимому, больше для положительного трансформирования Ближнего Востока, чем любое другое учреждение сопоставимого уровня, однако он получает лишь 3 миллиона долларов помощи от Соединенных Штатов, которые в этом регионе тратят миллиарды на армии и вооружение.

Только одного месяца западных военных расходов в Ираке и Афганистане хватило бы для троекратного увеличения общей помощи на образование для Ближнего Востока. Стоимости двух крылатых ракет хватило бы для строительства школы, а стоимости истребителя «Еврофайтер» — на небольшой университет.

Образование также может иметь фундаментальное воздействие на формирование ценностей. Радикальные исламисты поняли это давным-давно и стали вкладывать свои ресурсы в школы. Саудовская Аравия признала это в 1970-х гг., когда стремилась расширить свое влияние, и в течение нескольких лет это королевство основало тысячи школ и колледжей, в которых проходит обучение в строгой форме пуританского «ваххабитского» ислама.

В Афганистане и Пакистане радикальные взгляды прививаются молодежи в религиозных школах, известных как «мадрасы». Слово «талибан», кстати, означает «ученики». Идущая сегодня битва за будущее арабского и мусульманского миров будет выиграна или проиграна не на поле битвы, а в учебном классе.

Пол САЛЕМ — директор ближневосточного отделения Центра фонда Карнеги в Бейруте.

Пол САЛЕМ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ