21 января в Беларуси состоялась церемония инаугурации ее нового-старого президента, которая позволяет Александру Лукашенко править страной как минимум 21 год. Вопрос только в том, насколько легким будет это правление.
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ
Напомним, что согласно официальным данным Центральной избирательной комиссии РБ, Александр Григорьевич Лукашенко набрал 79,65 процента голосов лиц, пришедших на избирательные участки. Согласно данным отдельных экзит-полов, которые озвучивали отдельные бывшие кандидаты в президенты, Александр Лукашенко набрал от 30-ти до 47-ми процентов голосов.
Согласно данным последнего национального опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), старейшего в Беларуси независимого научного центра, проводящего исследования общества с начала 1992 года и базирующегося в Вильнюсе, за Александра Лукашенко проголосовали 58 процентов белорусов, пришедших на избирательные участки.
Если из этих трех источников данных о результатах президентских выборов попытаться вычленить некую среднеарифметическую цифру, то последние данные НИСЭПИ получаются наиболее приемлемыми.
Казалось бы, прошедшая 21 января очередная инаугурация Александра Лукашенко должна была как-то сгладить мягко говоря противоречивые ощущения от прошедших выборов, но такого, увы, не произошло. И большой вопрос, произойдет ли это «сглаживание» в ближайшем будущем.
«МАЙДАНОВ» И «ПЛОШЧАЎ» НЕ БУДЕТ!
Послы стран Евросоюза в день инаугурации А. Лукашенко уехали в Вильнюс, где в очередной раз заявили о своей солидарности с гражданским обществом Беларуси, выражавшим и выражающим протест результатам прошедших президентских выборов. Не было на торжественной церемонии и Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Беларуси Романа Безсмертного. Пресс-секретарь украинской дипмиссии Алексей Емельяненко на момент проведения церемонии приведения Александра Лукашенко к должности сообщил агентству БелПАН, что «посол уже три дня находится за пределами Беларуси, поэтому на церемонию попасть не сможет».
При этом стоит напомнить, что Виктор Янукович поздравил Александра Лукашенко с избранием того президентом только в последний день минувшего года...
Может, на такую паузу повлияла жесткая позиция Европейского Союза по поводу событий в Минске 19 декабря 2010 года? Напомним, что организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) признала эти выборы недемократичными, а совсем недавно Европарламент принял беспрецедентно жесткую резолюцию по Беларуси, в которой предлагается Европейскому Союзу ввести визовый «черный список» для отдельных белорусских чиновников, имевших отношение к проведению и подведению итогов президентских выборов, обеспечить бесплатные визы для белорусов, поддержать негосударственные организации и даже запретить Беларуси участвовать в международных спортивных мероприятиях.
Речь зашла даже о введении экономических санкций в отношении Беларуси, если ее власти не выпустят всех находящихся в тюрьмах активистов, принявших участие в протестной акции 19 декабря, а также имевших отношение к ее организации.
Не случайно в инаугурационной речи Александр Лукашенко среди главных государств, с которыми Беларуси предстоит выстраивать в следующей пятилетке политические и экономические отношения, страны Евросоюза идут не на первом месте: «...Будем добиваться максимально высоких результатов сотрудничества как с Россией, Украиной, Китаем, Венесуэлой, другими нашими стратегическими партнерами, так и с Евросоюзом, Соединенными Штатами Америки и всеми государствами мирового сообщества».
А буквально за день до инаугурации белорусский президент вообще заявил, что «программы свержения конституционного строя в Беларуси писались в Германии и Польше» и что именно оттуда или через эти страны шло основное финансирование некоторых кандидатов в президенты.
На следующий день Александр Лукашенко продолжил эту тему таким образом: «Даю вам твердую гарантию: лимит революций и потрясений исчерпан, никакие «майданы» и «плошчы» нашему обществу не грозят. Безопасность, стабильность мы убережем от любых происков извне и изнутри».
ПОЗИЦИЯ РОССИИ — СЛИШКОМ МНОГО «НО»
По «странному» стечению обстоятельств буквально перед самой инаугурацией А. Лукашенко состоялась встреча белорусского и российского премьеров — Михаила Мясниковича и Владимира Путина, на которой последний заявил, что объем субсидирования белорусской экономики в нефтяном секторе составит, как и в 2007-2009 годах, 4 млрд 124 млн долларов. И по газу вроде страны выходят на взаимоприемлемые договоренности. И атомную станцию в Беларуси уже опять должны строить россияне.
Вот только тут возникает сразу несколько «но». «Субсидированная» нефть в Беларусь все как-то не хочет течь. Более того, как сообщила gazeta.ru, 1,5 млн тонн нефти, предназначенных на январь для Беларуси, уже перепродаются для других стран и закачиваются в российские нефтехранилища.
С газом пока тоже окончательно не договорились. Российские эксперты, да и не только они, связывают эти два обстоятельства с предполагаемыми политическими и экономическими уступками белорусского руководства Кремлю.
Да и с атомной станцией далеко не все так просто. Российская сторона готова выделить в кредит на строительство белорусской АЭС только около 6 млрд долларов. Белорусская сторона оценивает это строительство в 9 млрд долларов...
И еще. Ведущие российские телеканалы особо не стесняются в освещении возникших серьезных проблем Беларуси с Европейским Союзом. Более чем ироничные мультфильмы про белорусского лидера с завидным постоянством появляются не только на российском «голубом экране», но и выкладываются на известных сайтах.
СУЗИЛОСЬ ПОЛЕ ДЛЯ МАНЕВРА
Наш эксперт Геннадий Сокол считает, что Александр Лукашенко ограничил себе поле для маневра, которым он до этого очень удачно пользовался: «Де-факто теперь тот уровень социальной поддержки белорусского общества, который был достигнут накануне президентских выборов, сейчас зависит от значительной внешней поддержки. На западную рассчитывать на данный момент не приходится, россияне же свою поддержку, судя по всему, просто так нам предлагать не будут. Они по-прежнему рассчитывают на самые лакомые белорусские предприятия — «Беларуськалий», нефтеперерабатывающие заводы, Минский автомобильный завод и т.д. Кстати, на часть акций «Беларуськалия» претендовали китайцы. Но они же вроде бы совсем недавно претендовали на строительство первой белорусской атомной станции... Впрочем, все это меркнет по сравнению с возможным признанием белорусским руководством независимости Южной Осетии и Абхазии. Тогда восстановление отношений с Европейским Союзом растянется при любом раскладе на годы, со всеми вытекающими последствиями. Логика последних событий говорит о том, что предмет признания независимости двух кавказских республик не может не возникнуть в белорусско-российских отношениях».
Эту логику можно и серьезно изменить, но выпустит ли Александр Лукашенко арестованных по событиям 19 декабря, чего так требуют все ведущие евроструктуры?
В этой связи будет уместно привести дословную цитату руководителя белорусского государства: «В связи с тем, что от нас требуют, я хочу сказать, что мы не кровожадные. И судьба тех, за кого сегодня рьяно борются в Европейском Союзе, исключительно в их руках. Здесь ни при чем ни силовые структуры, ни президент. Только в их руках. Хотят быть в следственном изоляторе — пусть там сидят. Хотят быть со своими семьями — это тоже от них зависит. Не только у следственных органов, но и у страны в целом есть ряд вопросов, на которые мы ждем от них ответов. И сидеть как мыши под веником в следственном изоляторе и думать, что завтра американцы или европейцы придут и освободят их, бесперспективно».
ПОТОРГУЕМСЯ?
Геннадий Сокол видит в этом намек на возможность «поторговаться» с Европейским Союзом: «В свое время Александр Лукашенко отпустил на свободу бывшего кандидата в президенты на выборах 2006 года Александра Козулина, и США пошли на отмену экономических санкций в отношении Беларуси. Почему бы теперь не сыграть в подобную игру? Но возникли несколько серьезных различий. Во-первых, в тюрьмах на данный момент содержится уже четыре кандидата в президенты и около 30-ти их сторонников. Во-вторых, руководство стран Евросоюза настроено куда решительнее, чем пять лет назад. В-третьих, сам Александр Лукашенко очень болезненно воспринимает даже возможность идти на какие-то уступки».
Правда, как считает эксперт, на серьезные экономические санкции Европа пока не настроена: «Беларусь продает в страны ЕС только нефтепродуктов на сумму около 12 млрд долларов. Отказываться от качественных и очень приемлемых по цене белорусских бензина, керосина и т.д. в пока еще кризисный период не готова, пожалуй, ни одна европейская страна».
Впрочем, подождем решения кабинета министров Европейского Союза 31 января по Беларуси. Может, в нем придерживаются несколько иной точки зрения по поводу экономических санкций в отношении Беларуси?
В любом случае, после торжественной и многообещающей инаугурации Александра Лукашенко торжествуют далеко не все белорусы.
Он сам это косвенно подтвердил на своей инаугурации, впервые признав, что в Беларуси есть люди, не разделяющие его подходов в видении настоящего и будущего страны: «Доверие народа предъявляет сегодня особые требования и обязательства, заставляет быть предельно ответственным и справедливым руководителем как по отношению к своим сторонникам, так и к людям альтернативных взглядов».
МЕЖДУ ТЕМ...
Белорусскими правозащитниками отслеживаются уголовные дела, возбужденные перед и после проведения акции протеста на минской площади Независимости 19 декабря прошлого года. Данная акция была организована после озвучивания официальных результатов президентских выборов в Беларуси.
Правозащитному центру «Весна» на 18 января были известны фамилии и имена 32-х обвиняемых по делу о массовых беспорядках, из них 28 удерживаются под стражей, четверо — под подпиской о невыезде. Еще 16 человек находятся в статусе подозреваемых, из них пятеро — под стражей, девять — под подпиской о невыезде, двое находятся за границей.
Статья 293 Уголовного кодекса РБ «Массовые беспорядки» гласит: «Организация массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти». Для организаторов массовых беспорядков (ч. 1 ст. 293) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет. Участники акции протеста (ч. 2 ст. 293) могут провести в тюрьмах от трех до восьми лет.