Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ООН должна избавиться от реликтов времен «холодной войны»

10 апреля, 2001 - 00:00

Когда международная дипломатия начинает заниматься проблемами, в решении которых наука и техника играют ключевую роль, то Организация Объединенных Наций рискует оказаться низведенной до роли простого очевидца событий. Влияние и эффективность дипломатов и международных чиновников будет все больше и больше зависеть от того, насколько им удастся привлечь в своей работе научно-технические знания. Такая потребность не обязательно диктует ООН необходимость расширенного привлечения научных кадров внутри самой организации, но организация — в особенности аппарат генерального секретаря — обязана научиться изыскивать, мобилизовывать и использовать лучшее, из имеющегося в наличии научно-технического опыта.

Несмотря на то, что достаточно большое количество агентств, программ и конвенций ООН в своей работе опираются на научно- техническую экспертизу, систематическое использование научных рекомендаций не является ключевым компонентом их продуктивной деятельности — они просто не приспособлены к этому. Не удивительно, что в большинстве случаев научные достижения используются в ООН для поддержки отдельных групп влияния и тех политических тем в повестке дня, которые не обязательно способствуют продвижению вперед задач организации в целом. Как авторитетный международный орган, ООН возникла и сложилась во времена «холодной войны», когда во главе угла стояла тема внешней агрессии. Сегодня мир волнуют такие вопросы, как инфекционные заболевания, ухудшение окружающей среды, электронные преступления, оружие массового уничтожения и влияние новых технологий. В прошлом эти вопросы являлись предметом заботы отдельных государств; сегодня они приобрели международное значение. Соответственно, возможности ООН по решению подобных проблем также должны увеличиться.

В состав ООН входят организации, обслуживающие разнообразные юрисдикции, но отнюдь не растущее сообщество научных советников. Даже такое агентство, как ЮНЕСКО (организация по вопросам образования, науки и культуры), не приложило достаточно усилий к привлечению международных научных консультантов. Специализированные агентства, такие как ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Организация по продовольствию и сельскому хозяйству и Организация по промышленному развитию) связаны с канцелярией генерального секретаря ООН длинной бюрократической цепочкой, совершенно не способной реагировать на насущные требования времени. Они подотчетны своим руководящим органам и находятся под влиянием участвующих в их деятельности стран — членов ООН.

Даже те программы ООН, которые занимаются наукоемкими проблемами, — например, охраной окружающей среды, — не поставили знания в центр своей деятельности. Они не сумели применить достижения науки в долгосрочном плане. В этих программах наибольшее внимание уделяется территориальному расширению, а не роли науки в мировом управлении. Они являются реликтами времен «холодной войны»..

Более того, у научно-консультативных органов отдельно взятых государств в рамках ООН в целом отсутствуют единые приоритеты. Но когда во всемирной повестке дня вопросы науки и техники начинают доминировать, то необходимо обеспечить форум для достижения глобального консенсуса по научным вопросам. Опыт ООН в проведении различного рода международных совещаний делает ее подходящим кандидатом для выполнения этой задачи. Такой форум не подменит собой различные специализированные агентства ООН, но поддержит работу национальных академий и прочих научно-консультативных органов.

Международные организации, не способные к таким переменам, могут утратить свою значимость и лишиться доверия к себе. Полномочия по обеспечению политической поддержки тех или иных специальных вопросов могли бы перейти от организаций ООН к техническим органам, связанным с различными экспертными комиссиями. К примеру, организации, использующие для связи с окружающим миром новые телекоммуникационные технологии, приобретают все большее влияние. Такие организации занимаются виртуальной дипломатией и пытаются избежать традиционных структур, используемых агентствами ООН. Например, кампания по запрещению противопехотных мин во многом опиралась на Интернет. Группы защитников окружающей среды также используют Интернет и «всемирную паутину» в качестве средства для пропаганды своих взглядов.

Интеллектуальные организации образуют разнообразные альянсы со средствами массовой информации и значительно влияют на общественное мнение, а также на дипломатию. От таких альянсов выиграли многие международные переговоры, — например, по вопросам биологической безопасности или органического загрязнения окружающей среды. Интеллектуальные организации также лучше приспособлены для того, чтобы использовать расширяющуюся глобальную информационную инфраструктуру с целью оказания влияния на дипломатию.

Современная международная дипломатия все больше и больше зависит от групп, которые устанавливают правила, определяют стандарты, и собирают технические данные. В сфере охраны окружающей среды возникают новые институты, основной задачей которых является гармонизация критериев и индикаторов, в особенности для применения в программах, сертифицирующих допустимое использование природных ресурсов (как в случае лесозаготовок и рыболовства).

Необязательные стандарты (устанавливаемые, к примеру, Международной Организацией Стандартов) также получают все более широкое применение.

Для того, чтобы научно-техническое сообщество начало играть большую роль в международных делах, ООН должна облегчить вступление ученых в организацию. Первый шаг, который необходимо сделать генеральному секретарю, — назначить ответственных за привлечение научных советников. Это должно стать не просто формальностью, а серьезным шагом, направленным на действительное реформирование функций ООН. Проблема заключается не в структурной сложности ООН, а в способе использования организацией научно-технических знаний. Генеральный секретарь обязан приспособить агентства к нуждам мира, сложившегося после окончания «холодной войны».

Научному сообществу необходимо изучить способы, которыми оно сможет наиболее эффективно внести вклад в международную дискуссию. Такой цели можно достичь путем активного участия в Межакадемической Экспертной Группе и в Межакадемическом Совете (www.interacademies.net), — двух организациях, в число учредителей которых входят более восьмидесяти национальных академий наук из различных стран, разбросанных по всему миру. Этим организациям необходимо установить более тесное партнерство с ООН. Создание научно-технического консультативного органа при генсеке ООН и координирующей платформы для международных научных советников сыграло бы важную роль в решении дипломатических проблем нового столетия.

Проект Синдикат для «Дня»

Cалестес ДЖУМА — директор программы по развитию науки, техники и изобретательства Центра Международного Развития при Гарвардском университете; в прошлом — исполнительный секретарь Конвенции ООН по Биологическим Разновидностям.

Салестес ДЖУМА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ