Недавно в своем видеоблоге президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что «антироссийские» высказывания Лукашенко, которые прозвучали в ходе пресс-конференции с российскими журналистами, не останутся без последствий. Глава Российского государства выразил две претензии к белорусскому лидеру. Первая, по его словам, состоит в том, что Россию стали изображать в качестве главного врага Беларуси. Второй момент — поведение руководства Беларуси в вопросе о признании Абхазии и Южной Осетии. По словам Медведева, этот вопрос превратился в постоянный объект политического торга, в то время как президенту Беларуси следовало бы больше внимания уделять решению внутренних проблем. «День» попросил прокомментировать очередное обострение отношений между двумя союзными государствами российского и белорусского экспертов.
«ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КРЕМЛЕМ И ЛУКАШЕНКО ЗАШЛИ ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО»
Николай ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:
— Действительно, сейчас отношения между Кремлем (в лице и Медведева, и отчасти Путина) и Лукашенко зашли достаточно далеко. Лукашенко фактически уже присоединился к Саакашвили и ушедшему от власти президенту Ющенко в роли таких как бы лидеров, с которыми Кремль не хочет ни о чем договариваться. Кремль считает, что пройдена точка невозврата и улучшение отношений с Беларусью возможно уже не при президенте Лукашенко.
В какой-то момент Кремль разочаровался в Лукашенко как партнере, с которым уже более десяти лет выстраиваются какие-то совместные проекты. И в какой-то момент Кремль понял, что со стороны Лукашенко нет никакого желания делать что-либо, кроме того, чтобы за какие-то заявления получать экономические субсидии со стороны России. Это ухудшение по сравнению с плохими отношениями между Медведевым и Ющенко не ситуативно, а отражает достаточно долгое и глубокое разочарование российского руководства в том, как выглядят и как развиваются отношения с Беларусью под руководством Лукашенко.
Лукашенко очень искусный политик, который долго возглавляет государство, не имеющее своей мощной ресурсной и финансовой базы. Он маневрирует между Россией, ЕС и Китаем. В какой-то момент Россия сочла, что ее используют в этой игре и что она не получает того, на что рассчитывает, что ей было обещано и что она считает — она имела право получать за все эти шаги, жесты и деньги, которые идут в Беларусь. Россия разочарована в тех декларациях, которые многократно получала из уст Лукашенко.
Если Лукашенко выиграет выборы, ему придется выбирать, сможет ли он обеспечивать популистскую, социально направленную политику, которую он ведет, без России, без российских денег. Я думаю, что это мало реально. Он должен менять либо политику внутри Беларуси, либо политику в отношениях с Россией.
«БУДЕТ ДЕЛАТЬСЯ ВСЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УБРАТЬ ЛУКАШЕНКО С ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ»
Виктор МАРТЫНОВИЧ, зам. главного редактора «БелГазеты»:
— Некоторые заявления Лукашенко, действительно, взбесили российский тандем. В ответ прозвучало предупреждение со стороны Медведева, которое следует воспринимать так, что в ответ на него может прозвучать новое эмоциональное заявление Лукашенко. Это означает, что отношения с Россией станут ключевыми в избирательной кампании в Беларуси. Мне кажется, что это не в интересах белорусской власти.
Что касается последствий? Все, что могло произойти в отношениях между Беларусью и Россией в этом году, произошло. Со следующего года к последствиям можно отнести рост цены на газ со 180 долларов за 1 тыс. куб. до минимум 220 долларов. А также отмену полностью квоты беспошлинной нефти, которая в этом году составляла 6 млн. тонн. Последствия на самом деле драматические и весьма трагические. К слову, они сработали и без этой пресс-конференции, без этого видеоблога. Скорее всего, следует ожидать все большего усиления информационного давления на Лукашенко.
Что касается выборов в Беларуси? Я на это счет слышал две прекрасные фразы. Первая — Александр Лукашенко проиграет с процентом поддержки 75 процентов. Вторая — Александр Лукашенко, конечно, выиграет с 70 процентами голосов, но непонятно, что об этом думает 75 процентов белорусов.
В настоящий момент, по оценкам социологов, рейтинг Лукашенко составляет от 30 до 40 процентов. Однозначно нужен второй тур, но, с другой стороны, однозначно есть механизмы, которые не позволят доводить до второго тура. Голоса на выборах никто считать, не будет. Поэтому все эксперты говорят о том, что будет после выборов; о том, какие технологии будут применены кандидатами, я так понимаю, при поддержке Кремля для стабилизации ситуации после выборов. Технологии могут варьироваться от уличных выступлений до дворцового переворота. Поскольку белорусские элиты пропитаны выходцами из России, а силовые элиты привыкли работать в тесном взаимодействии с Кремлем, то я бы не стал исключать второй вариант.
Мне кажется, что ситуация в стране плавно приходит к точке, когда любой не-Лукашенко будет для 70 процентов избирателей лучше, чем Лукашенко. Сейчас есть несколько карликовых лидеров. У фаворита кампании Владимира Некляева рейтинг составляет 10 процентов. Возможно, ситуация может качнуться в сторону радикального кандидата Андрея Санникова, который является врагом силовых структур и кумиром улицы. Но это может случиться в том случае, когда все будет решаться на улице.
Если за две недели до выборов Некляев станет достаточно узнаваем для избирателей, чтобы поверить в то, что он победит электоральным образом, я могу предвидеть встречу Медведева и Путина с ним. Если этого не произойдет, то будет такая деперсонализированная поддержка, направленная на удушение главного для России сегодня супостата — Александра Лукашенко. Будет все всеми силами делаться для того, чтобы убрать его с политической карты и дальше смотреть, кто возникнет вслед.