Ожидалось давно и случилось. Между Арменией и Азербайджаном начались полномасштабные бои с применением всех имеющихся у сторон сил и средств.
Сводки с фронта противоречивы, представить реальное положение дел довольно сложно, но видно, что стороны на этот раз настроены довольно решительно и здесь, наряду с военными вопросами, возникают не менее серьезные дипломатические, которые очень многие страны разводят по разные стороны.
КАРАБАХ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Территориальная принадлежность Нагорного Карабаха всегда была предметом споров между Арменией и Азербайджаном. Советская Россия в своем противостоянии с Великобританией и в какой-то мере Францией в начале 1920-х гг. сблизилась с кемалистской Турцией. Владимир Ленин пошел на территориальные уступки последней, что вылилось в известный Карский договор. Примерно в то же время было принято решение о Нагорном Карабахе в составе Азербайджана на правах автономной области.
В конце 1980-х гг. началось движение за передачу Нагорного Карабаха от Азербайджана Армении. Центральная власть пыталась урегулировать ситуацию присущими ей командно-бюрократическими действиями. Они оказались малоэффективными и еще больше обострили положение, которое вылилось в масштабные столкновения на этнической основе вплоть до ввода советских войск в Баку в январе 1990 года.
В 1992-1994 гг. произошла война между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах. В результате армянские подразделения захватили почти 92% территории бывшей автономной области, а также пять районов административно ей не подчиненные. Боевые действия были прекращены в мае 1994 года на основании «Соглашения о бессрочном прекращении огня».
В дальнейшем столкновения и перестрелки между сторонами возникали неоднократно, в апреле 2016 года произошла так называемая «Четырехдневная война». По заявлению Министерства обороны Азербайджана армия заняла 2000 га и значительные территории были взяты под оперативный контроль. По словам президента Армении Сержа Саргсяна, армянская сторона потеряла 800 га территорий, которые, по его словам, «не имеют никакого стратегического или тактического значения».
В июле текущего года произошли столкновения на границе Армении и Азербайджана, но они были вне линии вдоль Нагорного Карабаха.
ВОЕННЫЙ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТОРОН
То, что вооруженные столкновения имеют тенденцию к расширению, показали упомянутые июльские столкновения. В Баку все больше высказывали недовольство промедлением армянской стороны в возвращении пяти районов вокруг Нагорного Карабаха, о чем были ранее достигнуты договоренности.
На данный момент по данным шведского Международного института стратегических исследований (IISS) количественное преимущество на стороне Азербайджана (Табл.).
Важным фактором является безусловная военная, военно-техническая и дипломатическая поддержка Баку со стороны Анкары. Последние совместные маневры очень большого размаха прошли на территории Азербайджана с отработкой совместных действий подразделений двух армий. Показательными были полеты турецкой авиации в непосредственной близости армянской границы с демонстрацией возможного поражения практически всех объектов на территории Армении.
В Баку неоднократно предупреждали, что позиция Еревана по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха полностью исчерпала возможности мирного решения и заставляет перейти к силовым действиям. То ли в Ереване не придавали этому значения в надежде на безусловную поддержку Москвы, то ли не поняли кардинального изменения международной обстановки и серьезного сужения возможностей России по всем направлениям, но, несмотря на заверения армянских руководителей, военные действия оказались для них неожиданными.
Главным моментом является активное участие Турции на стороне Азербайджана. В силу целого ряда обстоятельств Кремль не может пойти на серьезный конфликт с Анкарой, так как серьезно завяз в Сирии и все больше втягивается в Ливию.
После совершенно бездумных действий, связанных с попыткой убийства Навального у Кремля существенно ухудшились отношения с двумя ведущими странами Европы — Германией и Францией. Россия оказалась перед реальной угрозой не только экономических и финансовых санкций, но поворота европейских стран в сторону наращивания военной составляющей своей политики безопасности. Это наглядно показывает, в частности, активность авиации и флота США, Великобритании и других стран НАТО на российских границах не только в Европе, но и в Арктике вплоть до Берингова моря.
В таких условиях Москва реально сильно ограничена в своих возможностях и не сможет играть роль посредника, как она всегда представляла себя в конфликте вокруг Нагорного Карабаха.
Последствия будут значительными и далеко выходящими за пределы Южного Кавказа.
ФОТО REUTERS
ПОЗИЦИЯ УКРАИНЫ
Конфликт за Кавказским хребтом непосредственно касается нашей страны.
Во-первых, у нас проживают этнические армяне и азербайджанцы. Все они наши граждане и конфликт никак не может на них отражаться. Внутреннего противостояния на этнической почве у нас не может быть в принципе, и никто не должен чувствовать себя обделенным или ущербным. Украина — ненька для всех своих граждан и этническое происхождение дело личное, не более того.
Во-вторых, политика нашей страны в отношении Южного Кавказа должна исходить из того непреложного факта, что Азербайджан является нашим стратегическим партнером, с которым нас связывают давние отношения сотрудничества. От военно-технического до дипломатического.
В Баку всегда поддерживали территориальную целостность Украины. Никогда не признавали оккупацию Крыма и негативно относились к агрессии России на Донбассе. В ООН и международных организациях Азербайджан неизменно поддерживал резолюции в поддержку Украины. И это дорогого стоит.
Ничего подобного нельзя сказать об Армении. Ни слова, ни действия в нашу поддержку. Всегда армянские делегации голосовали одинаково с российскими на всех международных площадках и всегда против нашей страны.
Конечно, Киев выступает за мирные переговоры, но реальность такова, что в Москве и за ней в Ереване используют их только как ширму для своих агрессивных действий. Мы это видим на Донбассе и в Нагорном Карабахе.
В силу этих обстоятельств Украина должна занять четкую позицию в отношении событий на Южном Кавказе. Логика их такова, что оставаться нейтральными не получится.
Водораздел стал свершившимся фактом и от этого никуда не уйти. Время маневров и недоговоренностей ушло в прошлое.