Всего во время Второй мировой войны в Германию было вывезено около 12 миллионов иностранных рабочих, среди них большое количество россиян, украинцев и белорусов, которые вынуждены были работать на немецких заводах и фабриках, на немецкого «бауэра». В Вашингтоне речь шла об оплате — пусть и задним числом — их подневольного труда. При этом выплаты, которые были сделаны до сих пор немецкими фирмами узникам концлагерей, рассматриваются только как возмещение за потерянную свободу и причиненный вред для здоровья.
Каждая сторона, понятно, имеет свое видение проблемы.
В требованиях эксплуатированных речь идет об одинаковых выплатах для всех подневольных рабочих, независимо от страны проживания, получаемой пенсии и покупательной способности этих сумм в той или иной стране. Этот вопрос имеет принципиальный характер. Ведь среди тех, кто сегодня имеет больше возможностей защитить свои права, например, евреев, которые проживают в США и Израиле, слышались голоса, чтобы выплаты учитывали, так сказать, «уровень жизни». Ведь 5000 долларов США — для кого-то месячная зарплата. Те же самые тысячи в России или в Украине для пенсионера — богатство. Поэтому равные выплаты всем — победа справедливости по отношению к «уровню страданий» в неволе, а не к уровню послевоенной жизни.
Уже выплаченные некоторыми немецкими фирмами на добровольной основе деньги не будут учитываться. Адвокаты жертв нацизма сошлись и на том, что они не принимают предложенное немецкой стороной так называемое «минимальное время пребывания в лагерях». Те, кто выжил, не обязаны также давать детальные объяснения о своем пребывании на принудительных работах в Германии.
Для немецких фирм самое главное не вопрос платить или не платить, а правовые гарантии того, что, заплатив однажды, их не будут вынуждать суды платить впоследствии еще и каждому истцу отдельно. Такой гарантией может быть, по мнению немецкой стороны, соответствующее постановление американского правительства вместе с заявлением жертвы нацизма об отказе дальше от общего иска.
До начала переговоров на требования адвокатов жертв нацизма немецкая делегация отреагировала сдержанно. Представители немецких предприятий высказали надежду, что в Вашингтоне «можно будет проложить мостик» между обеими позициями. Они готовы, как сказал один из участников переговоров, «в определенном объеме пойти на компромиссы». А другой член делегации, Манфред Гентц, говоря о заметном сближении позиций сторон, добавил: «Мы не будем биться головой об стену».
И вот переговоры завершились. По оценке немецких промышленников, на них достигнут прогресс, но не прорыв. Очевидно, удастся, как и планировалось, в начале сентября создать специальный фонд для возмещения подневольного труда. Пока в группу инициаторов создания фонда входят шестнадцать ведущих немецких концернов, среди которых наиболее известные «Байер», «БМВ», «Даймлер-Крайслер», «Дойче банк», «Хехст», «Сименс» и «Фольксваген».
На встрече достигнута договоренность, что все подневольные рабочие будут разделены на две группы. В первую, которая получит большее возмещение, войдут бывшие узники концлагерей и других застенков. Вторая группа — остальные пригнанные на принудительные работы в Германию. Достигнута также договоренность о том, что величина возмещения не будет зависеть от страны проживания.
Никаких цифр о размерах выплат не сообщалось, поскольку до сих пор не известно, сколько бывших каторжан еще живы. Называются цифры от 400 000 до одного миллиона граждан. Не известна и величина фонда. Эксперты оценивают его будущие размеры от 3 до 10 миллиардов марок.
Пока что открытой осталась и проблема правовых гарантий для немецких фирм.
Немецкое правительство также подтвердило прогресс на встрече в Вашингтоне. Заместитель пресс-секретаря кабинета министров Бела Анда сообщил, что следующий раунд переговоров состоится в конце июля в Бонне.