Испания депортировала в Марокко семерых марокканских военнослужащих, задержанных после высадки испанского десанта на острове Перехиль. В официальном коммюнике Мадрида, передает РИА «Новости», проведенная операция названа «очисткой от посторонних лиц» острова Перехиль. В операции участвовали спецназ испанских вооруженных сил при поддержке бронированных машин-амфибий, 6 десантных и боевых вертолетов, двух эсминцев и двух подводных лодок.
Испания также отозвала своего посла из Марокко — скандал, начавшийся на прошлой неделе после высадки десятка марокканских военных на крохотный остров Перехиль, за который спорят Мадрид и Рабат, пошел на новый виток. Размер безлюдного скалистого островка, находящегося в 200 метрах от африканского берега Гибралтарского пролива, приблизительно, как у футбольного поля. В Рабате утверждают, что Перехиль принадлежит Марокко и называют этот остров Лейла. Отправку военных на скалу Рабат объяснял тем, что островок имеет стратегическое значение в борьбе с нелегальной миграцией и терроризмом. В Мадриде же настаивают на том, что Перехиль принадлежит Испании. От острова — рукой подать до испанского анклава Сеута. Его и другие испанские анклавы на территории Северной Африки должны были защитить пять военных кораблей, которые Мадрид отправил в эти воды после высадки марокканцев на острове.
Как заявляла Испания, Рабат до вчерашнего дня не дал ответа на письмо официального Мадрида, направленное 11 июля, когда марокканские военные заняли остров. Так же он не отреагировал на призыв Европейского Союза «немедленно отозвать войска с Перехиля». Если на стороне Мадрида в этом споре ЕС и НАТО, то позицию Рабата защищают 22 страны, входящие в состав Лиги арабских государств. О ходе операции, отмечается в коммюнике, председатель правительства Испании Хосе Мариа Аснар постоянно информировал главу испанского государства короля Хуана Карлоса, Совет Безопасности ООН и все союзные страны. Правительство действовало, получив поддержку всех партий, представленных в испанском парламенте, которые тоже были своевременно извещены о предстоящих действиях. В том же коммюнике правительство Испании заявляет, что желает иметь с Марокко добрососедские и дружеские отношения, основанные на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.
Скандал вокруг островка Перехиль привлек внимание к проблемам испанских анклавов в Северной Африке, оставшихся после того, как Испания ушла отсюда в 1956 году. В городках Сеута и Мелилья, первый из которых расположен неподалеку от Перехиля, а второй — за несколько сотен километров на восток, живут около 120 тысяч человек. Эти поселения — остатки ряда испанских фортов на североафриканском побережье. Поэтому Сеута и Мелилья еще с 15 века являются европейскими территориями, утверждает Мадрид. Названия Сеута и Мелилья имеют большое значение для испанских крайне правых. Ведь марокканский экспедиционный корпус одним из первых перешел на сторону Франко в 1936 году, когда началась гражданская война в Испании. Кроме Перехиля, Мадрид также владеет тремя безлюдными островками в марокканских водах.
Сеута и Мелилья, уровень жизни в которых выше, чем в Марокко, в последние годы стали чрезвычайно привлекательны для нелегальных мигрантов. Нелегалы видят в анклавах удобный мостик, чтобы потом перебраться в Испанию. К тому же, рост масштабов наркоторговли и торговли людьми в этом регионе не пошли на пользу отношениям Испании и Марокко. (Проблему Рабат фактически признал, аргументируя высадку десанта необходимостью борьбы с нелегальной миграцией. Однако подобные методы испанскую сторону не удовлетворяют).
Гарнизоны в Сеуте и Мелилье усилены, вертолеты ВВС Испании ведут наблюдение за другими испанскими территориями в Средиземном море.