Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Откровенность французского сенатора

Жан-Пьер ПЛЯНКАД: Без политической стабилизации нельзя ожидать продвижения Украины на пути интеграции в ЕС
18 января, 1996 - 20:59

Нет ничего странного в том, что нынешние президентские выборы в Украине находятся в центре внимания мирового сообщества. Ведь после оранжевой революции мир увидел Украину независимым государством, и теперь на Западе ждут, какой приговор вынесут украинцы пятилетнему сроку пребывания при власти лидера революции Виктора Ющенко. Аккредитованные в Украине дипломаты в частных разговорах признаются, что фактически сейчас происходит выбор между двумя кандидатами: лидером оппозиции Виктором Януковичем, являющимся представителем старого мышления, и нынешним премьер-министром Юлией Тимошенко, являющейся представителем нового мышления. Между тем представители Европейского парламента отмечают, что, несмотря на проевропейскую настроенность, Тимошенко непредсказуема. Поэтому в Европе побаиваются, что после прихода к власти она может повернуть Украину в сторону России. Что думают по поводу нынешних президентских выборов в Украине и о будущих претендентах на пост главы государства во Франции? Почему НАТО и ЕС не дали позитивного ответа на стремление Украины интегрироваться в эти структуры? Об этом «Дню» в эксклюзивном интервью рассказал глава французско-украинской парламентской группы в Сенате Франции Жан-Пьер ПЛЯНКАД.

— Господин сенатор, не могли бы вы сказать, какое значение во Франции придают этим президентским выборам в Украине?

— Во-первых, для Франции эти выборы очень важны, потому что Франция является страной, история которой, как вы знаете, связана с демократией. И президентские выборы, которые проводятся в Украине с большим количеством кандидатов, являются гарантией хорошего функционирования демократии.

Во-вторых, между нашими странами существует давняя историческая любовь. Анна Киевская и некоторые другие периоды отношений остались в сердцах французов. Также стоит помнить, что с самого начала Франция восприняла и поддержала произошедшую в Украине демократическую революцию. И мы все понимаем, что демократия не строится за один день. Нужно создать демократическую культуру, и частые неудачи позволяют ее развивать, хотя иногда последствия могут быть негативными. Сегодня мы думаем, что Украина на правильном пути. И Франция все будет делать, чтобы помочь. Следует отметить, что демократия — не только принятие законов, но и исполнение принятых законов. И до сих пор в этом плане в Украине идет борьба, чтобы демократия вела Украину. Поэтому еще не так просто. И каждый раз, когда Украина просит помощи, мы помогаем. Демократия — это кирпичи, которые последовательно кладут один на другой. И это настоящая борьба. И нужно говорить, что это интеллектуальная борьба одного с другим. Но таким образом мы вырабатываем собственное отношение, получаем образование, главным образом демократическое. Нельзя взмахом волшебной палочки превратить тоталитарную систему в демократическую. Поскольку мы по натуре оптимисты, настоящие республиканцы, то считаем, что Украина находится на правильном пути.

— А что вы можете сказать на счет публикаций в западных СМИ, утверждающих о закате оранжевой эры после этих выборов в Украине?

— Я так не думаю. Я считаю, если выборы будут хорошо организованы и хорошо проведены и будут обеспечены конституционные принципы, то это станет новым этапом, новой историей, новым достижением демократии. И я считаю, что украинцы являются хозяевами своей судьбы. И, по моему мнению, несмотря ни на что, оранжевая революция является моментом истории, позволившим такое демократическое продвижение. Но жизнь постоянно меняется. Если ничего не меняется, то оно мертво. А демократия — это постоянное становление.

— А не могли бы вы выразить свое мнение о двух наиболее вероятных кандидатах в президенты Украины?

— Мне, французу, трудно ответить на этот вопрос. Я наблюдатель и настоящий республиканец, и считаю, что любой выбор украинцев будет хорошим (интервью записывалось 16 января. — Авт.)

— Господин сенатор, украинские эксперты считают, что Европу интересует Украина как транзитная страна для стабильных поставок российского газа и меньше она озабочена тем, что наша страна переживает большие трудности со строительство государства и на пути продвижения в Европу. Как вы можете это прокомментировать?

— Первое, что важнее всего, нужно, чтобы соседи Украины признавали ее как свободную страну и независимое государство. Нужно, чтобы Россия признавала Украину как независимое свободное государство. И Украина также должна признавать Россию как независимое и свободное государство с нормальными границами, с ответственностью и решительностью каждой стороны. Что касается дороги в Европу, то она базируется на строительстве зрелой гарантированной демократии. Это длинный путь, так как нужно не только принимать законы в демократическом духе, но и в одинаковой степени применять их. Нужно также обеспечивать политическую ответственность и демократическую культуру, а также уважать выбор других.

— А что может сделать Европа, чтобы помочь Украине приблизиться к ЕС?

— Возможно, она должна помогать Украине более последовательно. Но отношения, в частности, Украины и России должны быть нормализованными. Я считаю, что это должно быть сделано.

— Господин Саркози во время визита в Варшаву заявил, что Киев — это европейский город. Поддерживают ли французы будущее членство нашей страны в ЕС?

— Французы и Франция считают Украину европейской страной. Это безусловно. И это сердце говорит так. А с точки зрения разума вещи выглядят сложнее. Но Киев — город, который принадлежит Европе. Это очевидно.

— Что вы можете сказать о роли России? Может ли она каким-то образом помешать вступлению нашей страны в ЕС?

— Я считаю, что абсолютно необходимо, чтобы Россия признавала Украину как независимое государство. Это самое главное. Нужно, чтобы Украина также научилась жить со своим соседом, сохраняя свою независимость. В этом должна заключаться перестройка стратегии Украины.

— По мнению многих экспертов, Украина сейчас оказалась в серой зоне безопасности между блоком НАТО и ОДКБ. Может ли ЕС каким-то образом уменьшить обеспокоенность нашей страны вопросом безопасности?

— Я знаю, что Украина подала заявку на вступление в НАТО. Но Альянс пока не дал позитивного ответа на этот запрос. Почему НАТО не дало ответа, почему ЕС не дал позитивного ответа на европейские устремления Украины? Потому что условия для этого — нормализация отношений между Украиной и Россией. А когда эти отношения нормализуются, то, по моему мнению, в этих вопросах будет продвижение. Нужно также, чтобы Россия поняла, что вступление в НАТО или нахождение Украины в НАТО не направлено против России. Очевидно, что сейчас отношения между Россией и НАТО иные, чем 40 лет назад. За это время рухнула берлинская стена. Поэтому нужно, чтобы отношения нормализовались, а также нормализовалась политическая ситуация в Украине. Без политической стабилизации нельзя ожидать продвижения Украины на пути интеграции в ЕС. Нужны политическое большинство, политическая стабильность, Россия должна признавать Украину, которая со своей стороны должна разумно строить отношения со своим северным соседом. Когда эти условия будут выполнены, то можно будет ожидать продвижения Украины в ЕС. И также важно, чтобы Россия перестала считать, что расширение НАТО направлено против нее.

— Господин Плянкад, не могли бы вы дать оценку украинско-французских отношений?

— Я считаю отношения между Францией и Украиной хорошими. И мы будем пытаться их и далее развивать. Парламентская группа дружбы с Украиной французского сената планирует провести заседание со своими украинскими коллегами в конце лета или начале осени. Чтобы таким образом еще больше способствовать политическому диалогу между обеими странами.

Я уверен в будущем Украины, несмотря на возможные неудачи на пути развития демократии.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ