Увольнение президентом Дмитрием Медведевым московского градоначальника вызвало довольно значительный резонанс не только в российской, но и в мировой прессе. Отклики довольно разноречивые. От убеждения, что это важная аппаратная победа нынешнего президента, до опасений, что выигран только первый раунд и об окончательной победе говорить преждевременно.
Налицо явное вытеснение на политическую периферию тяжеловесов российской политики времен Бориса Ельцина. В первую очередь это коснулось казавшихся вечными региональных лидеров от президента Татарстана Минтимера Шаймиева до его коллеги из Калмыкии Кирсана Илюмжинова. К этому ряду можно отнести и известных губернаторов Эдуарда Росселя и Егора Строева.
Но их уход при довольно значительных отступных и наделения почетными, но ничего не значащими должностями был полюбовным и тихим. В кабинетах договорились и ударили по рукам в знак согласия. С Лужковым получилось совсем наоборот.
Причин такого бурного и несколько неожиданного развития событий довольно много и обстоятельный анализ их еще впереди. Тем не менее, многие эксперты рассматривают происходящее в свете усилившегося и уже видимого расхождения в интересах внутри правящего бизнес-бюрократического класса. Несмотря на публичность, в значительной степени управляемую, это не имеет никакого отношения к демократичности политического процесса. Отставка Лужкова и назначение на его место нового человека была и будет в дальнейшем предметом закулисного сговора основных игроков и стоящим за ними их окружением. Более того, для российской демократии вся эта публичная и подковерная интрига скорее вредна, так как усиливает административный нажим и в некотором смысле консолидирует власть на основе достигнутого компромисса. Другой вопрос, на какой период это перемирие будет действовать и какие еще катаклизмы ожидать в российской политической жизни.
Мало кто обратил внимания на еще один важнейший аспект «дела Лужкова». Ведь теперь уже бывший московский градоначальник и его супруга — весьма богатые люди. Как и весь остальной российский капитализм на этапе своего становления проявил во всей красе хищнический эксплуататорский характер. Как будто специально подтверждая выводы отцов-основателей марксизма. В то же время в мире набирает скорость прямо противоположный процесс. Этим летом известные миллиардеры Билл Гейтс и Уоррен Баффет приняли решение передать большую часть своих состояний обществу. Больше того, они призвали остальных миллиардеров Америки последовать их примеру. Их предложение было поддержано еще 40 миллиардерами и не только в США.
Такие примеры, хоть и единичные, есть и в России. Но Лужков и его жена явно не из этого ряда. Поэтому российский журналист Михаил Таратута в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» заканчивает свой материал словами: «Вы спросите: а какое отношение имеет г-жа Батурина к Гейтсу, Баффету ... и другим людям, которым не безразлична судьба их страны, города, окружающих их людей? Подозреваю, что ровным счетом НИКАКОГО». Не в этом ли кроется причина того, что отставка Лужкова, несмотря на информационный белый шум, оставила людей в столице совершенно равнодушными. Не следует ли украинским богатым людям — пока не поздно — поразмышлять над политической судьбой бывшего начальника Москвы. Ведь все с собой и на себе не унесешь, а память останется. Хорошая или плохая, об этом уже сейчас стоит задуматься.