Европейский Союз на один год запретил въезд на свою территорию 12 главным представителям узбекской власти. Среди них, в частности, министры обороны и внутренних дел, которых в ЕС считают прямо причастными к подавлению демонстрации в Андижане в мае этого года. Свое решение Евросоюз мотивирует тем, что узбекская власть позволила себе «неадекватное применение силы» и не позволяет провести независимое международное расследование этих событий, сообщает Би-Би-Си. Кроме того, Евросоюз установил эмбарго на продажу «оружия, военного и другого оборудования» Узбекистану с целью предотвращения «внутренних репрессий».
В то же время поддерживает действующую узбекскую власть Москва. В понедельник президенты Путин и Каримов подписали союзнический договор, в котором, кроме экономических, есть также положение о предоставлении военной поддержки в случае иностранной агрессии. Стороны обязались предоставлять друг другу военные базы и военные объекты на территории обеих стран. Во время встречи Ислам Каримов заявил, что Россия для Узбекистана «всегда была и будет оставаться опорой и центральным союзником», сообщает Би-Би-Си.
Между тем завершился суд над 15 задержанными по так называемому андижанскому делу. Верховный суд Узбекистана признал их виновными по обвинениям в «терроризме, попытках изменить конституционный строй, тяжелом убийстве и захвате заложников». Обвиняемых приговорили на срок от 14 до 20 лет заключения. Группа осужденных состоит из 12 граждан Узбекистана и трех граждан соседнего Киргизстана. Пятерых из них приговорили к максимальному сроку — 20 лет тюрьмы. Западные борцы за права человека не отвергают того, что их «искренние признания» могли быть сделаны под пытками. В ООН и правозащитных организациях настаивают, что в тюрьмах используют угрозы в адрес родных, физическое издевательство и психотропные вещества, чтобы получить информацию от подозреваемых. Узбекское правительство отвергает эти обвинения.
Решение суда было раскритиковано международным сообществом. В целом процесс назвали спектаклем. Спикер Государственного департамента США Адам Эрели заявил, что «все обвинения базируются на доказательствах, которым нельзя верить, и суд является нечестным». Соединенные Штаты не отрицают возможности введения санкций со своей стороны.
По официальной версии в Андижане погибло 187 человек, большинство из которых власть назвала «террористическими элементами». Будто бы исламские экстремисты, тренировавшиеся в Киргизстане, организовали побег из тюрьмы и захватили местную андижанскую администрацию вместе с заложниками. В свою очередь свидетели и представители групп защиты прав человека утверждают, что во время беспорядков представители сил безопасности первые применили силу и тогда пострадало по меньшей мере 500 гражданских лиц.