На Пакистан международное сообщество возлагает чуть ли не самые большие надежды. В мире, хоть и с определенным скептицизмом, но все еще верят в результативность переговоров Исламабада с афганским движением Талибан, который, как считается, прячет причастного к терактам в США 11 сентября Осаму бен Ладена. Внутреннюю ситуацию в Пакистане можно отнести к взрывоопасным. Руководство страны, объявив о сотрудничестве со Штатами в борьбе с международным терроризмом, натолкнулось на неприятие со стороны части населения. Проявлениями такого неприятия стали многочисленные антиамериканские протесты, проходящие в различных городах страны и до по сей день. Как стало известно на прошлой неделе, в связи с последними событиями вокруг терактов в США все члены семей сотрудников украинского Посольства в Пакистане и часть дипломатов выехали из этой страны. Ранее сообщалось о существовании плана эвакуации всего персонала. О ситуации в Пакистане в телефонном интервью из Исламабада рассказал «Дню» Временный Поверенный в делах Украины Владимир ПОНОМАРЕНКО
— Не предусмотрена ли полная эвакуация персонала Посольства Украины?
— Ситуация в Пакистане спокойная и контролируемая. Сейчас отсутствуют какие-либо демонстрации. В выступлениях, прошедших на прошлой неделе, принимало участие, по данным местных властей, около 200 — 300 человек. Проходили демонстрации под полным контролем, продолжались не очень долго, закончились без каких-либо правонарушений, арестов. Что касается других городов, то в Пешаваре были определенные беспорядки, во время которых сожгли чучело, флаги некоторых стран. Однако и они проходили под контролем полиции. Никаких беспорядков, которые бы привели к арестам, ранениям, не было. Ожидается, что ситуация и в дальнейшем будет развиваться под контролем полиции и правительства. Поэтому полная эвакуация персонала нашего посольства не предусмотрена. Мы отправили на родину только своих жен, детей, женскую часть посольства. В целом посольство продолжает исполнение своих обязанностей, консульский отдел работает в полном объеме. Что касается других посольств в Пакистане, то некоторые из них также отправили своих членов семей на родину. Однако все дипломатические представительства в Пакистане исполняют свои обязанности, возможно, в ограниченном, а возможно, — в минимальном объеме.
— Не раздавались ли угрозы в адрес наших дипломатов в Исламабаде?
— Никаких угроз не было и не ожидается.
— Граждане Украины в Пакистане еще не обращались за помощью к посольству в связи с возможным проведением военной операции США?
— В Пакистане проживает небольшое количество граждан Украины. Касается это преимущественно гражданок, вышедших замуж за пакистанцев. Их приблизительно 15 — 20 человек. Некоторые зарегистрированы у нас, некоторые не хотят. Но ни одна из них не обращалась к нам с просьбой эвакуироваться. Когда нам звонят, мы спрашиваем, не хотите ли вы уехать на родину. Нет, говорят, у нас такого желания нет
— Не предвидится ли массовый поток нелегалов из Афганистана и Пакистана в связи с возможной военной операцией США?
— Вообще-то и до 11 сентября, и до событий, происходящих сейчас вокруг Афганистана, была возможность нелегальной миграции в Украину. Однако наше посольство прилагало максимум усилий для борьбы с этим явлением. Для этого существует жесткий режим выдачи виз. Выдаются визы только тем, кто сотрудничает с нашими бизнесменами, предприятиями, кто хочет учиться в Украине. Также желающим приехать в Украину по личным делам, если у них есть какие-либо родственники в Украине, кто-то учится. Я бы не сказал, что увеличилось количество заявлений на получение виз для въезда в Украину после событий 11 сентября в США. Все идет в таком же объеме, как и накануне этих событий.
— Насколько вероятна угроза гуманитарного кризиса в Пакистане?
— Такая угроза существует. Еще перед 11 сентября в Пакистане находилось 2,5 млн. афганских беженцев, что связано с войной в Афганистане. Их положение было ужасным — недостаточное медицинское обслуживание, плохие условия жизни. Ожидается еще миллион беженцев в связи с возможной антитеррористической операцией. Стране угрожает гуманитарная катастрофа из-за эпидемий, возможной нехватки воды. Хотя сейчас говорить об этом преждевременно, международное сообщество готовится к такой возможности. Чтобы предупредить гуманитарный кризис, в Афганистан отправляют продукты питания.
— Достаточно ли активны усилия Пакистана в переговорах с движением Талибан?
— Как известно, Пакистан дал согласие сотрудничать с Соединенными Штатами в борьбе с международным терроризмом. С этого момента ведутся переговоры. Уже состялись поездки нескольких официальных и неофициальных делегаций, проводивших переговоры с талибами в Кабуле и Кандагаре. Основная задача — договориться о выдаче Осамы бен Ладена. Однако талибы до сих пор отказываются, мотивируя тем, что нет доказательств причастности бен Ладена к событиям 11 сентября. Возможно, это политический ход. Если бы были доказательства, то, вероятно, такое решение было бы принято. Пока что результаты переговоров таковы, что ни одна пакистанская делегация не получила позитивный ответ относительно выдачи бен Ладена. Процесс может быть продолжен, хотя, например, ожидаемые переговоры на этой неделе так и не состоялись. Заявление президента Пакистана Первеза Мушаррафа свидетельствует о том, что надежды на позитивное решение довольно сомнительны. Никто не сомневается, что талибы добровольно не выдадут бен Ладена.
— Пакистан имеет какое-то влияние на талибов?
— Влияния такого нет. Влияние остается больше на дипломатическом уровне. Как известно, Пакистан — единственная страна, которая еще поддерживает контакты с Талибаном. Саудовская Аравия и Арабские Эмираты их разорвали.
— По вашим наблюдениям, Пакистан готовится к возможной военной операции Соединенных Штатов?
— Не только Пакистан ожидает военного наступления против террористов в Афганистане, но и весь мир. Надеемся, это будет адекватный ответ террористическим актам, произошедшим 11 сентября.