В России начинается новый этап партийного строительства. В Кремле, очевидно, решили действовать по принципу: одна партия хорошо, но две лучше. Месяц тому назад замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков, отвечающий за партийное строительство, отметил, что России в помощь проправительственной партии «Единая Россия» нужна «вторая нога». На днях такая «вторая нога» — альянс в виде объединения Партии жизни, «Родины» и Партии пенсионеров — был создан. Объявляя о создании новой политической структуры, глава Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что новый альянс призван противостоять имеющей большинство в Госдуме «Единой России».
Сам Миронов, возглавляющий Партию жизни, назвал это событие историческим. По его мнению, новый альянс станет «партией большинства», поскольку «обеспечит защиту интересов большинства российского народа». Огласив основные принципы своего объединения, Сергей Миронов, Александр Бабаков и Игорь Зотов подписали перед фото- и телекамерами соглашение из пяти пунктов. Учредители нового объединения хотят сохранить в его названии элементы названий всех трех партий. В качестве рабочего рассматривается название «Родина. Пенсионеры. Жизнь. Союз доверия».
В течение последнего года «Родина» и Партия пенсионеров лишились своих харизматичных лидеров, благодаря которым эти партии добились значительного успеха на федеральных и региональных выборах. Дмитрий Рогозин и Валерий Гартунг впали в немилость Кремля и были заменены на более лояльных лидеров.
Наблюдатели считают, что руководству объединения будет непросто заручиться поддержкой региональных активистов «Родины» и Партии пенсионеров, привыкших к самостоятельной деятельности. «Данная партия находится в периоде становления. Проблема в том, что у нее нет достаточно внятной идеологии, ядерного электората, и есть достаточно серьезные организационные проблемы», — цитирует Би-Би-Си заместителя генерального директора Центра политических технологий Сергея Михеева.
Российский эксперт считает, что детище Миронова может пройти в Думу. «За оставшийся до выборов год может быть проведена достаточно серьезная работа, и какие-то перспективы у этой партии есть. Хотя я не верю, что они могут взять 20% голосов», — считает Михеев. По его словам, электорат новой партии будет складываться из избирателей «Единой России» и сторонников левопатриотических организаций — старой «Родины» и КПРФ.
КОММЕНТАРИЙ
Мария ЛИПМАН, член Научного совета Московского центра Карнеги:
— Можно говорить о том, что на место концепции с одной доминирующей партией, которой, как казалось, являлась ведущая для Кремля «Единая Россия», приходит концепция двухпартийной системы.
В феврале этого года Сурков говорил, что «Единая Россия» будет доминировать в российской политике лет 15. Видимо, эта концепция изменилась. Почему? Можно говорить об этом с двух точек зрения. Возможно, действительно решено было создать двухпартийную систему, чтобы канализировать возможные общественные недовольства, если таковые будут возникать. И при этом такая система должна обеспечивать контролируемую конкуренцию между двумя партиями. Это замысловатая конструкция, но нельзя исключить, что именно эту конструкции Кремль имеет ввиду. Но существует также логика политической внутрикремлевской борьбы, согласно которой конкурирующие друг с другом группировки не устраивает то, что в одной есть партия, а в другой нет.
То, что логика российского политического процесса движима внутрикремлевскими интригами и враждой, это совершенная реальность российской политической жизни. Очевидно, что иные люди в Кремле, не являющиеся сторонниками Суркова, имеют собственный политический проект.
Играет ли Миронов сам свою политическую игру или им играют? Я думаю, что то и другое правда. Все главные решения, конечно, принимаются в Кремле, а Миронов является вполне существенным игроком и занимает важное место. Его считают человеком, близким и вхожим к президенту. Не правильно было бы считать, что он просто действует по прямой указке. Возможно, Миронов имеет некие договоренности, а теперь, после объявления о создании нового альянса, он вступает в борьбу за доступ к средствам массовой информации.
Можно сказать, что альянс Миронова вступает в политическую борьбу. Но не в том смысле, как это понимается в демократических странах. Это, скорее, борьба аппаратная, но очень серьезная.
Миронов заявил о «партии большинства», но не сказал, когда она будет создана. Я совершенно не представляю, чтобы новый альянс набрал больше, чем «Единая Россия», имеющая рейтинг под 40 процентов. Мне не понятно, что значит оппозиционность нового альянса к «Единой России», которая не является самостоятельной политической силой. Совершенно очевидно, что новый альянс не будет оппозиционной партией. В том смысле, чтобы получить власть в Кремле.
Говорить об оппозиции можно лишь условно. Та и другая партия представляют кремлевские конструкции, имеющие в своей основе лояльность к Кремлю.
Коммунисты тоже являют собой условную оппозицию. Они не имеют политического веса для того, чтобы каким-то образом влиять на политический курс. Задача кремлевских партий состоит в вытеснении коммунистов из политической жизни, чтобы они не составляли угрозы и опасности Кремлю.
Кремль стремится получить как можно больше контроля и создает такую конструкцию, как двухпартийная система. Однако такая система не может быть похожа на американскую. Потому что ни республиканцы, ни демократы не управляются ни из какого условного американского Кремля, поскольку его попросту не существует. В США не существует некой надпартийной силы, руководящей всем правительственным процессом. У нас существует. Именно так строится на сегодняшний день политическая жизнь России. Существует Кремль, администрация, там принимаются все важные решения по всем направлениям российской политики.
Будет ли так всегда, не стану говорить. Мы думали, что коммунистическая власть и режим будет навсегда, а между тем он развалился. Но сегодня контроль над политической жизнью осуществляется Кремлем, решающим, какие политические силы должны быть представлены сегодня в политике, а какие не должны быть там представлены и подлежат дискредитации, нейтрализации. И делается это исключительно успешно.