Внешнеполитическая линия Израиля не обещает быть столь неуступчивой после того, как в минувшие выходные стало известно о согласии бывшего премьер-министра Израиля, Нобелевского лауреата Шимона Переса возглавить МИД Израиля. Как заявил Перес, теперь у него будет возможность влиять и на политику правительства в области безопасности. Касаясь перспектив мирного процесса, он подчеркнул, что израильский премьер Ариэль Шарон возобновит переговоры с палестинцами, так как у него «нет другого выбора».
Другие ближневосточные новости могут иметь не меньшее значение. Так, пожалуй, впервые госсекретарь США Колин Пауэлл на совместной пресс-конференции с главой Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом в Рамаллахе фактически поддержал требования палестинцев ослабить экономические санкции Израиля в секторе Газа и на Западном берегу. После встречи, которая продолжалась два часа, Пауэлл сказал, что настало время «снять осаду», сообщает агентство АП. В свою очередь Арафат отверг возможность односторонних шагов палестинцев . «Мы не посылали в Израиль солдат, вертолеты и танки», — сказал он, подчеркнув, что речь о прекращении насилия следует вести только в израильском контексте.
Ранее Шарон сказал Пауэллу в Иерусалиме, что желает мира не меньше других, но в качестве условия для начала переговоров с арабами поставил прекращение насилия в первую очередь с их стороны. «Израиль не будет вести переговоров под давлением террора или насилия», — заявил он.
Выбор направления первого зарубежного визита Пауэлла в качестве государственного секретаря США — отнюдь не случаен: именно в этом регионе десятилетие тому он достиг славы героя Америки, полководца-освободителя Кувейта. Что ему «светит» в качестве палестинского миротворца — пока вопрос. Арафат дал понять, что рассчитывает на поддержку Вашингтона, Пауэлл ее продемонстрировал, но ничего конкретного не пообещал. Как, впрочем, и Израилю. Ближний Восток может и создать Пауэллу неувядаемую славу миротворца, и надолго лишить Белый дом терпения — если, как и сейчас, стороны—участницы конфликта продолжат общение между собой на абсолютно разных языках.
С другой стороны, именно на Ближнем Востоке произошел первый и весьма символичный прямой контакт между Москвой и Вашингтоном с момента прихода к власти Буша-младшего. Свою первую встречу с глазу на глаз с министром иностранных дел России Игорем Ивановым в Каире Пауэлл назвал великолепной. Что, по крайней мере, дает шанс надеяться, что Москва и Вашинггтон найдут возможность, соблюдая свои интересы, преодолеть наметившееся противостояние.