Похоже, что с каждым годом пребывания в НАТО и ЕС польская дипломатия все больше наращивает свои мышцы. И с каждым годом растут аппетиты этой страны относительно роста влияния на деятельность военного и экономического объединения. В этой связи довольно удачным дипломатическим шагом можно назвать подготовку к празднованию двадцатилетия обретения свободы и краха коммунизма в Центральной Европе, которое запланировано на 4 июня в Кракове.
Польше уже удалось провести в Европейском Союзе собственную инициативу «Восточное партнерство». Варшава очень гордится, что ей удалось дать старт своей первой паневропейской программе «Восточное партнерство», сказал в разговоре с журналистами из 26 европейских стран министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он также сообщил, что во время неформальной встречи в рамках подготовки к председательству в ЕС «тройки» стран: Кипра, Дании и Польши была достигнута договоренность отнести в число приоритетов «Восточное партнерство», а также энергетическую безопасность. Тем временем сильное ударение будет сделано на морском компоненте, учитывая то, что Кипр выходит на Средиземное море, а Дания и Польша — на Балтийское.
Сикорский, который раньше занимал должность министра обороны, также считает, что ЕС должен больше делать в плане оборонной политики. По его словам, Кипр, который не является членом НАТО, активно выступает за европейскую оборонную политику. Министр высказался за то, чтобы Европа была способна поддерживать свою дипломатию силой, которая будет означать для нее наличие двух страховых полисов вместо одного. По словам министра, польские военные доказали, что они могут серьезно выполнять экспедиционные миссии. Поэтому, по его мнению, оборонная политика может стать еще одним проектом ЕС и областью интеграции, где Польша может внести значительную добавочную стоимость.
В то же время Сикорский выступает за то, чтобы НАТО было более энергичным в сборе разведывательной информации, оценке угроз, и поэтому в планировании на случай чрезвычайных ситуаций и проведения военных учений. По его словам, нужен весь спектр, чтобы поддерживать НАТО не просто как Альянс, а военную организацию, которая заслуживает доверия. Все вступили в НАТО, желая безопасности, которая базируется на возможности действовать, отметил Сикорский, которого считали одним из вероятных претендентов на должность генерального секретаря НАТО. Сам он заявил, что претендентом никогда не был, прибавив при этом, что господин Андерс Расмуссен будет супер генеральным секретарем НАТО. «Мы полностью доверяем ему и должны объединиться вокруг него, чтобы помочь выиграть войну в Афганистане, которая является важным тестом эффективности НАТО», — подчеркнул Сикорский.
Вместе с тем, перечислив миссии под эгидой НАТО и ЕС, в которых принимают участие польские военные, министр заметил, что Польша должна быть признанной в НАТО и ЕС. По его словам, должен быть баланс в назначениях на руководящие должности между югом и севером, западом и востоком, между женщинами и мужчинами, консерваторами и социалистами. «Я думаю, что в этом миксе новые члены также заслуживают быть признанными», — сказал он.
Как известно, Польша рассчитывает на то, что президентом Европейского парламента будет избран евродепутат Ежи Бузек, экс-премьер-министр Польши. Сегодня на эту должность претендует нынешний вице-президент Европарламента Марио Мауро, близкий друг Сильвио Берлускони. Сикорский признал, что во многом победа Бузека зависит от результатов выборов в Европейский парламент, в частности, от того, сколько голосов в парламенте получит Гражданская платформа. Вместе с тем, министр сообщил, что с итальянским премьер-министром найдено понимание в отношении поддержки польского претендента на должность генерального секретаря Совета Европы. Как известно, сейчас на эту должность претендуют экс-премьер-министр Польши Влодзимеж Чимошевич и экс-премьер-министр Норвегии Торберн Ягланд. «Мы считаем, что у нас есть лучший кандидат и Совет Европы потенциально является очень важным институтом, который нуждается в инъекции новой энергии», — отметил глава польского внешнеполитического ведомства.
Касаясь вопроса целесообразности или нецелесообразности расширения ЕС во время кризиса, Сикорский отметил, что Европа должна быть более смелой. Он считает, что в интересах ЕС через упрощение визового режима поддержать желание людей увидеть, как работает демократия, капитализм и европейская интеграция, в целом содействовать поездкам людей в ЕС.
«Мы за расширение, — уверил Сикорский. — Мы получили выгоду от расширения и мы думаем, что расширение должно быть завершенным. Западные Балканы должны быть включены в ЕС и мы к тому же следуем Римскому договору, в котором утверждается, что любая европейская страна может присоединиться к ЕС. Конечно, для этого надо отвечать критериям. Но в принципе любая европейская страна может вступить в ЕС. Мы не должны отрицать этого, потому что перспектива членства, какой бы она не была далекой, является очень мощным инструментом европейской внешней политики и влияет на внутреннюю политику стран-аспирантов. И мы не должны лишать себя такого инструмента. Конечно, период спада не лучшее время, чтобы быть щедрым. Но спад пройдет и тогда опять можно быть щедрым».
Польский министр признал, что «Восточное партнерство» не ведет к членству и не является инструментом, чтобы стать членом ЕС. В то же время, он считает, что оптимизация судебных и юридических институтов в странах, которые стремятся вступить в ЕС, может сделать членство более реалистичным на практике.
По словам министра, ему удалось во время визита в Москву убедить министра Лаврова, что «Восточное партнерство» не направлено против России. «Это невозможно. Нельзя считать ослабление визового режима и сокращение торговых барьеров направленным против кого-то», — подчеркнул Сикорский.
Он также отрицает, что высказывался за то, как сообщалось в СМИ, что Россия может быть членом НАТО. «Нужно быть очень осторожным относительно того, что написано в газетах. Я не говорил, что Россия может стать членом НАТО. Я сказал, если Россия сама решит стать кандидатом и начнет выполнять критерии для получения членства в НАТО, то это было бы хорошо для соседей России. Потому что это означает решение споров в отношении границы, демократический контроль над вооруженными силами, а также становление страны предсказуемым и ответственным членом международного сообщества. Я такое поддерживаю. И такое можно было бы представить в 90-х годах. Но Россия избрала другой путь», — сказал министр.
Отвечая на вопрос, как ЕС должен реагировать на предложения российского президента о создании новой европейской системы коллективной безопасности, Сикорский отметил, что в Европе счастливы с существующими структурами безопасности. Он напомнил, что Россия является частью некоторых из них, как то ОБСЕ. По его словам, если Россия хочет интенсифицировать диалог относительно того, как улучшить деятельность этой организации или других институтов, то это будет воспринято хорошо. «Но мы не уверены в отношении того, что означают предложения Медведева. Но мы все готовы обсуждать, потому что мы уважаем Россию и президента Медведева», — сказал польский министр.