Если бы жена действующего президента Польши Александра Квасьневского Иоланта пожелала выставить свою кандидатуру на президентских выборах в стране в 2005 году, то она имела бы большие шансы выиграть выборы уже в первом туре — таков результат опроса общественного мнения, проведенного по заказу варшавской газеты «Жечпосполита». Иоланта Квасьневская могла бы набрать 53 % голосов, причем за нее могли бы проголосовать и те, кто вообще не хотел бы избирать кого-либо из ныне действующих политических лидеров страны. О возможном феномене Квасьневской в Польше говорится уже с месяц, теперь существуют цифры ее возможной поддержки населением — между тем, сама Иоланта еще не заявляла, что хочет баллотироваться.
Польский политикум переживает нелегкие времена. Последние парламентские выборы окончательно зафиксировали смерть правой коалиции, которая в то время состояла из «Акции Выборчей «Солидарность» и либеральной Унии Свободы (одним из лидеров которой был этнический украинец Мирослав Чех; к ней был очень близок Лешек Бальцерович, чье имя стало сегодня почти легендарным). «Гражданская платформа», которая пытается занять правоцентристскую нишу политикума и, собственно, неплохо стартовала на выборах в Сейм, вряд ли может сейчас считаться сильной партией, способной выставить кандидата, который был бы способен заручиться поддержкой электората на выборах.
Процессы, продолжающиеся сегодня в стане Союза левицы демократической (СЛД), могут свидетельствовать о вхождении левоцентристов в фазу глубокого кризиса, хотя об этом прямо не говорится. При этом представители СЛД получили во время последних парламентских выборов большинство голосов; представители этой политической силы составляют костяк действующего польского правительства; выходцем из польского СЛД также является президент Квасьневский. Правительство Лешека Миллера, о несогласиях и даже противостояниях которого с Квасьневским уже давно ходили слухи, несколько месяцев, как считалось, находилось буквально на волоске от отставки. Скандал вокруг «аферы Ривина» (когда главный редактор «Газеты Выборчей» Адам Михник записал предложение кинопродюсера Ривина о $17,5 млн. взятки) также не добавила популярности левым. СЛД сейчас, как прогнозируется, может выставить на выборы одну из трех потенциальных кандидатур: премьера Миллера, маршалка Сейма Боровского и председателя комиссии Сейма по европейским делам Олексы. Ни один из них не сможет похвастаться хотя бы вдвое меньшей популярностью, чем Квасьневский.
На сцене появились силы, которые считают себя оппозиционными и «антиевропейскими», такие как «Самооборона» во главе с Анджеем Леппером и «Лига польских семей», пытающаяся защитить «традиционные польские ценности», которые, возможно, будут иметь большее влияние в обществе в связи с очевидными трудностями для сельского хозяйства, связанными со вступлением Польши в ЕС. Однако очевидно, что следующий президент страны выйдет не из этой среды.
Мэр польской столицы правоцентрист из «Права и Справедливости» Лех Качинский популярен среди варшавян, столица при его руководстве подходит к концу года с неплохими результатами, однако далеко не факт, что он мог бы обрести симпатии всех поляков. По результатам опубликованного в «Жечипосполитой» исследования, второе место по симпатиям поляков на будущих выборах после Иоланты Квасьневской занимает лидер «Самообороны» Анджей Леппер — 14 %, третье — руководитель «Гражданской платформы» Дональд Туск.
Жена президента фактически не имеет конкуренции. Она популярна не только среди традиционного электората СЛД (здесь ее, по данным исследования, поддерживает 89 % опрошенных), но, возможно, несколько уступая руководителям партий, и среди электората других политических течений. Понятно, что Квасьневская пользуется большей поддержкой женщин (62 %), но и доля готовых проголосовать за нее мужчин — 44 % также значительна. 38 % опрошенных считают, что жена президента наилучшим образом подготовлена к президентской гонке. Квасьневская уже сейчас заявляет, что получает письма в свою поддержку. Ее плюсом может считаться то, что она никогда не была членом ни одной партии, никогда не играла первых ролей в политике вообше. Симпатии поляков могут основываться и на том, что семья Квасьневских всегда ненавязчиво показывала, как много для них значит супружеская жизнь. Возможно, то, что во времена Квасьневского Польша стала полноправным членом европейского и евроатлантического сообществ, также повлияет на выбор поляков. Но скорее всего, свою роль играет то, что на политической сцене Польши просто не видно ни одного яркого лидера, который бы, несмотря на качества политика, еще и вызвал к себе доверие.