Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«План Маршалла» для Ближнего Востока

24 марта, 2004 - 00:00

Серия взрывов в Мадриде — это новая волна террора, унесшая жизни как христиан, так и мусульман. Все обсуждают, как лучше защититься от таких форм террора, а также отмечают важность в данном контексте инициативы США по Ближнему и Среднему Востоку, предложенную для одобрения Большой восьмерке и НАТО в июле. Аргументы спорны. В отличие от лидеров Европы, таких как министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, США исключают из инициативы урегулирование арабо-израильского конфликта и предлагают сосредоточиться на решении социально-экономических проблем, питающих экстремизм и террор в исламском мире.

Озабоченность в отношении данного региона появилась не после атак на США в сентябре 2001 г. или взрывов в Мадриде. Еще в 1980-х и 1990-х Европа инициировала «Барселонский процесс», направленный на установление демократии и обеспечение безопасности и развития этого региона. Тогда, как и сейчас, регион был нестабилен, экономически слаб и социально отстал. Появились опасения, что потеря легитимности арабскими националистическими режимами усилит позиции радикальных исламистов, что подтвердила кровавая гражданская война в Алжире 1990-х.

Но если сохранение статус- кво больше не кажется возможным, то смена режима порождает свои опасения. Многие предполагают, что, получив возможность участвовать в демократических выборах, исламские радикалы одержат убедительную победу. Некоторые даже поддержали военное вмешательство правительства Алжира после победы исламистов в первом туре парламентских выборов 1991 г. Но если продолжать цепляться за авторитарные режимы, то это лишь усилит радикализацию общества — очевидно, в этом случае нужна постепенная либерализация.

Данная дилемма подчеркивает сложность выработки стратегии демократизации в столь обширном регионе как Ближний и Средний Восток, раскинувшемся от Мавритании до Пакистана. В конечном итоге такая стратегия должна отражать частные свойства отдельных стран и регионов и осознание того, что демократия, прежде всего, — дело конкретной нации и зависит, в основном, от внутренних факторов. Но если единая стратегия невозможна, то какой выбор сделает Европа и какую политику примет Большая восьмерка и НАТО? Жизнеспособная политика должна включать в себя следующие моменты.

В процесс нужно вовлечь не только правительства стран Ближнего и Среднего Востока, но и их общественность. Избранные лидеры должны обладать волей начать процесс реформ. Любой позитивный сдвиг, исходит он от правительства или общества, нужно поддержать. Историческая параллель тут — не Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, как многие полагают, но План Маршалла с его инициативами по демократической консолидации.

Войну с террором, которая требует быстрых успехов, нужно отделить от длительного процесса реформ. Приоритетом в борьбе с террором должно стать сотрудничество полиции и разведки, дающее быстрый результат и подрывающее способность экстремистов к мобилизации. Права человека не защитить, если борьба с терроризмом будет вестись с нарушениями норм права. И сдвигов к демократии не будет, если авторитарные режимы терпеть только потому, что они — как Ирак Саддама Хусейна — светские и выступают против исламизма.

Для того, чтобы работали такие инициативы, как Европейско- Средиземноморское партнерство и Европейская политика добрососедства, потребуется политическое участие и ресурсы. Попытки НАТО изменить восприятие обществом своих целей и действий также потребуют длительных усилий. Крупные проекты, такие как инициатива по Ближнему и Среднему Востоку, — менее устойчивы, чем целевые инициативы и более подвержены влиянию избирательных кампаний.

Как и в послевоенной интеграции Европы, Америка должна сыграть ключевую роль. Она должна помочь в разрешении конфликтов, мешающих сотрудничеству и питающих радикализм. Главная цель США — найти справедливое решение Палестино-Израильского вопроса и кризиса в Ираке. Экономическое содействие США реформам в политике также приветствуется. Поскольку приоритеты НАТО и Евросоюза дополняют друг друга, то обе эти структуры могут разрабатывать механизмы, обеспечивающие более широкое сотрудничество по обеспечению безопасности при проведении миротворческих операций.

Ни одной из этих задач не решить без учета фактора политического ислама. Нужно осознать наличие его многообразных форм и отделить группы, отрицающие насилие, от тех, для которых оно приемлемо. Демократии не построить, если не интегрировать в жизнь общества течения ислама, отвергающие насилие и признающие демократические ценности.

Ключевым фактором успеха начинаний ЕС на Ближнем Востоке станут миллионы граждан североафриканского происхождения, которые должны сыграть свою роль в политике, культуре и экономике. Вот почему важны дебаты по головным уборам во Франции — они затрагивают права мусульманских женщин в странах Европы и защиту культурного многообразия.

Демократические государства могут иметь дело с политическим исламом и уважать основные права. Они могут бороться с мракобесием и уважать различия. Главный урок прошлых лет заключается в том, что их безопасность требует от них самих поддержки процессов становления демократии по всему миру.

Альваро да ВАСКОНСЕЛОС — директор Португальского института стратегических и международных исследований.

Альваро да ВАСКОНСЕЛОС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ