Говорят, что давать прогнозы неблагодарное дело. Но похоже, что эта истина не касается украинских политиков. Уже все, по-видимому, забыли, что по прогнозам лидеров «оранжевой» коалиции Украина должна вступить в НАТО в следующем году. Также два- три года назад очень близким виделось начало переговоров о вступлении Украины в Европейский Союз. Теперь уже никто не может назвать не то что дату вступления Украины в Альянс, а даже дату перехода нашей страны к Плану действий относительно членства в НАТО. На еще более неопределенное время отдаляется вступление Украины в Евросоюз.
На днях решил дать свой прогноз премьер-министр Виктор Янукович. Во время пресс-конференции по итогам поездки в Люксембург он выразил надежду, что в ближайшие десять лет Украине удастся улучшить социальные показатели к европейским стандартам, что поможет стране в процессе евроинтеграции. По словам премьера, евроинтеграция — это этап, который Украина проходит в отношениях с нашими стратегическими партнерами. «Эта работа требует взвешенных, корректных формулировок, в которых будет выписан тот путь, который Украина должна пройти за эти десять лет», — цитирует Януковича Интерфакс. По мнению Януковича, «учитывая стабильное наращивание производства... у нас есть возможность за десять лет улучшить социальные показатели и приблизить жизнь к европейским стандартам».
Премьер положительно оценил участие в заседании совета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом, отметив, что «от слов о партнерстве мы перешли к практическим вопросам». Как известно, во время этого заседания были подписаны соглашения о реадмиссии и упрощении визового режима, соглашения о торговле некоторыми сталелитейными изделиями. Янукович также отметил, что будущее соглашение между Украиной и ЕС, относительно которого ведутся переговоры, предоставит новые инструменты нашего сотрудничества и приближение Украины к вступлению в ЕС.
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:
— Что касается прогноза и желания за десять лет выйти на уровень социально-экономического развития, которое бы позволило говорить о членстве в Европейском Союзе, то я здесь могу только поддержать премьер-министра. Главное, чтобы это действительно делалось на практике. Кстати, уже не один год традиционно больше половины граждан Украины также считают, что нам под силу за 10 лет вступить в Европейский Союз. А это даже более амбициозная цель. Но есть несколько «но». Раньше было много программ, причем довольно неплохих, относительно европейской стратегии. (Кстати, сегодня у правительства нет такой программы). Проблема только в одном — в реализации. Мало задекларировать такие желания, а нужно положить четкую программу мероприятий, как это будет реализовано в масштабах страны. Конечно, этого нельзя сделать, если политическая элита не сформирует четкую общую позицию вокруг национальных интересов Украины относительно европейской и евроатлантической интеграции, если она не убедит граждан Украины в том, что это реалистичный путь, объединяющий все ветви власти и все политические и бизнесные группы. На сегодня ситуация благоприятная, ведь вопрос евроинтеграции поддерживается большинством населения. Поэтому нужно не медлить с реальными шагами, с повышением социальных стандартов. Причем не через популизм и выделение средств накануне выборов, а через реформирование экономики, повышение возможности давать результат, а потом уже, соответственно — повышение социальных стандартов. Пока это не будет сделано, то вряд ли какие-либо прогнозы будут осуществлены.
Следует отметить, что экономика очень связана с политикой. С одной стороны, без реформирования экономической составляющей страны, без перехода на европейские стандарты конкуренции, энергосбережения, экологии, — невозможно говорить о присоединении к Евросоюзу. С другой стороны, без преодоления политической коррупции, без эффективной судебной системы, без эффективной политической системы также невозможно говорить о присоединении к ЕС. Кроме того, без применения в управлении государством, территориями европейских стандартов отношения к гражданам и исполнения государственной службы как заказа граждан, которые оплачивают через налоги эту работу, — не стоит говорить о возможности перехода на европейские стандарты.
Что касается перспектив Украины, хочу напомнить, что по данным Мирового банка на июль 2006 года по ВВП на душу населения по методологии паритета покупательной способности средний уровень по ЕС-27 составлял $25011 на душу населения. При этом Турция как кандидат на вступление в ЕС имеет $8420, а Македония — $7080. Среди стран участниц Европейской политики соседства Украина занимает не самую худшую позицию, имея $6720 на душу населения, или 26,9% от среднеевропейского уровня. Если говорить об отставании Украины, то можно для примера сравнить ее показатели с Румынией и Болгарией, которые являются членами ЕС и имеют соответственно $8940 и $8630 на душу населения. То есть отставание Украины не такое уж и драматичное. Если будут сохраняться существующие темпы развития, то Украина может реально преодолеть это отставание. Но кроме паритета покупательной способности существуют другие показатели, и по ним Румыния и Болгария опережают Украину.
Григорий НЕМЫРЯ , директор Центра европейских и международных исследований, Киев:
— К сожалению, Янукович повторяет ошибку, которую уже многократно делали украинские политики. Он называет дату и цель, способы достижения которой остаются неизвестными. Для того чтобы определиться, что такое европейские стандарты, нужно четко сказать, что имеется в виду. Под социальными стандартами может быть поставлена рамка Лиссабон ской социальной стратегией, а может быть что-то другое. Неизвестно, что Янукович имел в виду. Это ошибка, когда называются дата и цель, и не понятно, о чем идет речь и каковы основные способы достижения этой цели. Очевидно, что, сказав об этом, Янукович сделал чисто популистское заявление, которое абсолютно совпадает с его феноменальным тезисом о переходе к практической риторике. Я думаю, что это заявление — первый пример, который имел в виду Янукович, говоря о практической риторике. В данном случае эта практическая риторика имеет отношение, на мой взгляд, к избиратель ной кампании, которая де- факто началась в Украине. Но она не имеет ничего общего с политикой, направленной на европеизацию Украины.
Я думаю, что европеизация Украины — термин, являющийся синонимом модернизации Украины. И премьер-министр должен был объяснить, в чем это должно заключаться. Например, не противоречит ли существование отдельных украинских стандартов сертификации, не совпадающих с европейским тезисом о намерении интегрироваться в Европейский Союз. Недавно в парламенте рассматривались эти стандарты и снова были утверждены отдельные украинские стандарты. Это фактически является питательным источником для коррупции, когда несовпадение стандартов объясняется тем, что якобы украинские стандарты чем-то лучше стандартов Евросоюза. Это первый пример, когда тезис о попытке интегрироваться в Европу противоречит реальным политическим шагам, совершаемым коалицией при поддержке Кабинета Министров.
Что касается лозунга «построить Европу в Украине», который Янукович позаимствовал у Мороза, то он должен пройти испытание практикой. Тогда возникает ряд вопросов, сделали ли изменения законодательства о выборах этот закон более европейским? Нет. Это четыре шага назад от стандартов, которые даже существовали в 2006 году во время парламентских выборов. Второй вопрос и второй тест — принципиальная позиция нынешнего правительства относительно необходимости введения специальных экономических зон, которые де-факто являются «черными дырами» и позволяют избегать уплаты налогов. Является ли это построением Европы в Украине? Или, возможно, это построение какой-либо другой системы управляемой экономики, где существует выборочный подход к различным субъектам предпринимательской деятельности? Или способ управления, когда на заседаниях Кабинета Министров делаются заявления: если на следующей неделе не будет снижена цена на хлеб, то будут уволены три министра. Является ли это построением Европы в Украине? Или это управляемая демократия а-ля Янукович?
Майкл ЭМЕРСОН, эксперт Центра европейских политических исследований, Брюссель:
— Хотелось бы точнее знать, что Янукович имеет в виду под европейскими социальными стандартами. Если речь идет о повышении стандартов политического правления, демократии, корпоративного управления — это была бы очень хорошая идея.
А если говорить чисто о социальных стандартах, то они охватывают много сфер, например, включают здравоохранение. Повышение стандартов в этой сфере также было бы замечательно. А что касается повышения стандартов жизни украинцев до среднеевропейского уровня, то на это нужно более 10 лет.
Если Янукович имел в виду достижение среднего уровня жизни стран-членов ЕС за этот период времени, то это, скорее, выглядит как популизм. А чтобы все же достичь этого уровня, Украине нужно иметь программу всеохватывающей экономической политики, хорошее управление, отделение правительства от бизнеса, преодоление коррупции. И это самый обычный порядок действий.