Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Побольше реального содержания

ЧЖАН Сиюнь: Я польщен тем вниманием, которое в Украине уделяют отношениям с Китаем
30 августа, 2010 - 19:26
НА ФОТО ЗАПЕЧАТЛЕНА РЕПЕТИЦИЯ ВОЕННОГО ПАРАДА В РАМКАХ ПРИГОТОВЛЕНИЙ К ПРАЗДНОВАНИЮ 61-й ГОДОВЩИНЫ ОСНОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, КОТОРОЕ БУДЕТ ОТМЕЧАТЬСЯ 1 ОКТЯБРЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Послезавтра начнется официальный визит Президента Украины Виктора Януковича в Китайскую Народную Республику. Предыдущий визит главы украинского государства в Поднебесную состоялся в 2002 году и фактически не принес нашей стране ощутимых результатов. Нынешнее руководство Украины осознает важную роль Пекина и приветствует усиление роли Китая как одного из влиятельных центров современного многополярного мира. «День» уже опубликовал интервью с послом Украины в Китае Юрием Костенко (№ 148, четверг, 19 августа 2010), рассказавшем о том, какие ожидания возлагает Киев на визит украинского Президента в эту страну. Теперь предлагаем читателям точку зрения китайской стороны, ожидания Пекина относительно этого визита? Какими видятся в КНР перспективы развития двухсторонних отношений? Чем интересна Украина для сегодняшнего Китая, который на днях стал второй в мире державой по ВВП? Об этом «Дню» — в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Украине Чжана Сиюня. Следует отметить, что перед началом интервью дипломат признался, что всегда нуждается в помощи журналистов. «Для меня это возможность что-то услышать или чтобы меня услышали», — отметил китайский посол.

«В КИТАЕ И В УКРАИНЕ СУЩЕСТВУЮТ БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ...»

— Господин посол, поскольку вскоре состоится визит Президента Украины Виктора Януковича в Китайскую Народную Республику, то не могли бы вы объяснить, в чем состоят (в связи с этим визитом) «небывалые возможности развития отношений между нашими странами», как об этом отметил в Пекине министр иностранных дел КНР Ян Цзечи во время встречи с главой украинского внешнеполитического ведомства Константином Грищенко?

— Я польщен тем вниманием, которое в Украине уделяют отношениям с Китаем. Хотел сказать несколько слов об истории. После провозглашения независимости Украины Китай и Украина всегда поддерживали хорошие отношения в политической, экономической и гуманитарной сферах. Основой этих отношений является принцип невмешательства во внутренние дела, уважение того, что существует здесь и в Китае, а также дружба и взаимовыгодное сотрудничество. Во время безъядерного саммита, который состоялся в апреле этого года в Вашингтоне, наши президенты договорились вывести наши отношения на новый стратегический уровень и наполнять их более реальным содержанием, а также укреплять наше сотрудничество в реальных сферах.

Китай как самая большая развивающая страна со средним достатком и Украина как одна из самых больших европейских держав имеют много общих интересов относительно механизма создания мировой экономики, с которой наши страны будут хорошо развиваться.

В рамках подготовки этого визита проводится большая работа по экономическому сотрудничеству, а также активизация живых контактов между гражданами наших стран, организация дней культуры, народного творчества в обеих странах. С большим удовольствием констатирую, за первое полугодие объем двухсторонней торговли вырос более чем на 30 процентов. Мы также видим, что в Украине и Китае слабо представлен соответственно китайский и украинский бизнес.

Но тем не менее, дипломатам обеих стран предстоит много работы. Действительно, мы сейчас находимся на том этапе, когда отношения выйдут на одну ступеньку выше. Я здесь работаю две недели и могу констатировать, что в Китае и Украине существуют большие ожидания относительно того, что предстоящий президентский визит даст сильнейший толчок нашему сотрудничеству во всех сферах.

— Господин посол, возможно, вы приоткроете завесу относительного того, какие соглашения могут быть подписаны в ходе этого визита?

— Сегодня вечером (интервью записывалось 18 августа. — Авт.) первый вице-премьер г-н Клюев поедет в Китай, чтобы провести в Пекине заседание совместной торгово-экономической комиссии. Сферы деятельности этой комиссии охватывают программы сотрудничества, а также конкретные проекты и объекты сотрудничества, которые, возможно, нуждаются в поддержке со стороны правительств двух стран.

Что мы будем подписывать в ходе предстоящего президентского визита? Предложений много. Сейчас в Киеве находится группа китайских экспертов, которые как раз и согласовывают со своими коллегами из министерства иностранных дел Украины, что конкретно взять из этих предложений, чтобы в присутствии двух президентов подписывать.

«УКРАИНА ОЧЕНЬ УЗНАВАЕМА В КИТАЕ...»

— Чем интересна Украина для сегодняшнего Китая, который называют «мировой фабрикой» и который на днях стал вторым в мире государством по уровню ВВП?

— Во-первых, Украина очень узнаваема в Китае: во время войны украинские летчики защищали китайское небо от японских захватчиков. А в первые годы становления нашей республики в составе советских специалистов было много украинцев. К примеру, в области черной металлургии и машиностроения преобладали представители украинской национальности. Во-вторых, в Китае прекрасно знают украинскую литературу. У нашей молодежи большой популярностью пользуется Тарас Шевченко.

Если говорить о современности, то Китай видит Украину как большую европейскую державу с большим научно-техническим и сельскохозяйственным потенциалом. Развивать сотрудничество с Украиной — взаимовыгодное дело.

Да, как вы и сказали, по итогам второго квартала по объему валового внутреннего продукта Китай превзошел аналогичный показатель Японии и стал второй страной по объему ВВП после США. Это говорит о том, что в течение более 30 лет реформ и открытости мы проводим правильный курс с упором на экономическое развитие и впредь мы будем его продолжать. Но я хочу отметить, что Китай все еще остается развивающейся страной. По статистике 2009 года размер ВВП на душу населения у нас составлял только 3678 долларов США, что равно 1/10 по сравнению с Японией, мы занимали сотое место в мире, и, соответственно, по этому показателю отстаем от многих развивающихся стран. В общем, по уровню ВВП на душу населения Китай находится на уровне «ниже среднего» в мире. Так что нам предстоит много работы для постоянного повышения уровня благосостояния населения.

— А как на счет бизнес-климата в Украине, открытости для китайских инвестиций?

— В каждой стране существуют свое законодательство, это касается и привлечения зарубежных инвестиций. В этом случае я мог бы в качестве китайского посла констатировать: те, кто приезжает сюда, должны уважать то, что здесь есть. Надо работать в рамках украинского законодательства. Я думаю, что правительство Украины также заинтересовано в том, чтобы в страну пришли зарубежные инвестиции. Я думаю, что и украинцы, и китайцы выиграют от появления в Украине китайского бизнеса.

Во время встреч президентов и министров иностранных дел наших стран было отмечено, что имеется много потенциальных сфер, где мы можем наладить хорошее перспективное и прибыльное для двух сторон сотрудничество. Это космическая и авиационная промышленности, новые материалы и сельское хозяйство.

И, по-моему, г-н Клюев поедет в Китай, чтобы конкретно реализовать эти преимущества для нашего двухстороннего сотрудничества. В рамках визита украинского Президента также будет проведена большая работа на правительственном уровне по конкретизации нашего сотрудничества в этих областях.

— Планируется ли создание совместных предприятий?..

— Сейчас идет разработка конкретных проектов, касающихся создания совместных производств, совместного строительства, совместных научных работ, технических исследований. Пока я не могу вам сказать, на что мы сейчас идем, поскольку мы находимся на таком этапе, когда лучше не мешать людям работать. (смеется). Но я думаю, что здесь работа идет очень хорошо. Во всяком случае, она нас обнадеживает.

О БИЗНЕСЕ, РОЛИ ГОСУДАРСТВА И НАТО

— Господин посол, вы говорите, что не нужно мешать людям. Но в западной прессе имеются публикации, в которых говорится о китайском государственном капитализме, приводятся примеры, что именно государство заключает контракты, а не компании... Что скажете о роли китайского государства в отношениях между нашими странами?

— Во-первых, я не думаю, что роль другого государства является слабой. Мы, человечество, находимся на таком этапе, когда правительства или правительственные структуры нужны. Причем для того, чтобы урегулировать социальную и экономическую жизнь. Правительства уже не выступают субъектами или объектами экономики. Тем не менее, в обязанности правительства входит регулирование экономики, создание условий для нормального экономического развития.

На данном этапе возможно лишь очень слабое экономическое сотрудничество между китайским и украинским бизнесом. Разумеется, что с обеих сторон будет заинтересованность развивать бизнес. Пока китайские бизнесмены плохо знают украинских бизнесменов и наоборот. По-моему, как раз сейчас должна проводиться работа на правительственном уровне для создания условий, оснований для того, чтобы бизнес лучше знал друг о друге. Тогда и появится заинтересованность друг в друге. На данном этапе, я думаю, просто необходима сильная поддержка на уровне правительства для налаживания хорошего торгово-экономического сотрудничества. Правительственная поддержка нужна и для реализации потенциальных перспективных объектов, в которых заинтересованы обе страны.

— А можете ли вы назвать эти объекты?

— Через две недели узнаете это из ваших газет.

— Господин Посол, а как вы относитесь к мнению некоторых экспертов, которые говорили о том, что вступление Украины в НАТО могло негативно сказаться на отношениях между нашими странами?

— Мы желаем, чтобы везде был мир, в том числе и в Европе. Мы открыто заявляли, и не раз, что надо по-новому смотреть на безопасность государств и мировую систему безопасности. Должен быть учет взаимных интересов, равноправное партнерство, чтобы все, что мы делаем в области безопасности, носило открытый и предсказуемый характер. И мир мы можем поддерживать на основе согласия всех народов. Нельзя никого исключать из этого процесса. Безопасность одной страны не может поддерживаться за счет или в ущерб безопасности другой стороны. Это наше видение безопасности и мира. Украина суверенная держава и имеет право проводить суверенную политику. И нам приходится уважать это право.

— А как ваша страна относиться к НАТО?

— Я, кажется, уже рассказал об этом.

О КОНФУЦИАНСТВЕ И СОВЕЩАТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ

— Господин посол, многие эксперты на Западе и в Украине задаются вопросом, как Китаю удалось добиться успеха в последние 30 лет, обеспечивать постоянный рост в более чем 8 процентов, в то время как многие демократические страны не смогли этого сделать. Можете ли вы вкратце рассказать, в чем секрет экономического успеха вашей страны?

— Действительно, у нас руководит коммунистическая партия, есть сильное правительство. Китай — демократическая страна. Мы пытаемся одновременно и сбалансировано развивать экономику, социальную и политическую жизнь. Причем экономика должна развиваться под нужды конкретного человека. Увеличение ВВП не самоцель, главное, чтобы человек жил сегодня лучше, чем вчера и у него была надежда, что завтра будет лучше, чем сегодня. А для этого ему нужна не только экономика, но и духовный мир. Поэтому мы хотим, чтобы общество со всеми этими элементами: экономическими, политическими, духовными, культурными развивалось гармонично. Мы хотим создать условия, чтобы человек жил в согласии с обществом, с другими людьми, с самим собой.

— Как все-таки вашей стране удается сочетать древнюю философию конфуцианства с коммунистической идеологией?

— На Западе с появлением множества городов-крепостей, княжеств возникла демократия соперничества. На Востоке, в Китае, в других государствах всегда существовала унитарная государственность. И мы все жили в рамках этой государственности. И тут тоже имеется демократия, которая называется совещательной. Людям приходиться совещаться, чтобы согласовать между собой действия или правильно строить свои отношения с другими людьми. Вот на основе этого родилась совещательная демократия.

Конфуцианство — это философия, которая пытается объяснить, как строить отношения человека и общества. Чтобы вам было хорошо и обществу. Китайская интеллигенция не воспитана, а рождена в духе конфуцианства. Если взять нынешнее состояние страны, мы берем то, что есть в Китае и делаем то, что нужно Китаю. Мы все делаем исходя из тех ситуаций и потребностей, которые существуют в стране. Это, во-первых. А во-вторых, для нас социализм очень хороший социальный строй. Я не считаю, что демократия может быть только капиталистическая. Я считаю, что нужно найти модель развития, исходя из того, что есть у нас на сегодня.

— То есть главное — не название, а, как сказал Ден Сяопин: «Не важно, какого цвета кошка: белого или черного — главное, чтобы она ловила мышей»?

— Спасибо, что вы упомянули Ден Сяопина. По-моему, это не очень точная ссылка, поскольку надо, чтобы во главе руководства была коммунистическая партия. Надо, чтобы мы взялись за экономику, общество, за социальные вопросы, а то, что есть в обществе, должно развиваться синхронно и гармонично. Чтобы в конечном итоге были созданы лучшие условия для человека. Как я понимаю, социализм — это сочетание производственной эффективности и социальной справедливости.

«ПАРТИЯ — ЭТО ЕЩЕ НЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО...»

— Действительно, в книге «Мегатренды в Китае», которую я смог просмотреть в интернете, говориться о важности общественного порядка и гармонии для вашей страны. Но у меня возникает вопрос, разве обязательно, чтобы это осуществлялось только под руководством коммунистической партии?

— Во-первых, да, партия должна быть руководящей и направляющей силой. Если это правильная партия, то она берет сознательно всю работу на себя. Но партия — это еще не правительство. Есть работа для правительственных структур на разных уровнях. Прокуратура и суды также призваны обеспечивать гармонию в обществе. У нас также имеются неправительственные организации, местные органы самоуправления, социальные группы и добровольцы. Мы очень хотим, чтобы все эти структуры работали на общество.

— Часто в СМИ можно прочитать о коррупции в Китае, в том числе о казнях высокопоставленных партийных работников. Чем это вызвано?

— Я бы хотел через вашу газету давать более полную информацию. Я понимаю, что рядовым читателям интересно узнать, что кого-то посадили или казнили. На самом деле все у нас работает в комплексе, это, например, подбор государственных служащих. Нужно брать хороших людей на государственную службу, в органы, имеющие реальную власть. Так же нужно обеспечить такие условия, чтобы на этих должностях люди поступали порядочно. Кроме того, у этих чиновников должна быть нормальная зарплата, нормальные условия жизни. И последнее, это меры наказания.

О ЦИФРЕ «8» И ВАЖНОСТИ ЖИВЫХ КОНТАКТОВ

— Кстати, в чем состоит магия числа «8» для вашей страны? Ведь даже Олимпиада в 2008 году начиналась в 8 часов 8 минут и, кажется, 8 секунд. Как известно, правительство вашей страны стремится обеспечить ежегодный рост экономики величиной, по крайней мере, 8 процентов.

— Тут ничего магического нет. Просто иероглиф, обозначающий это число, также имеет значение «приятно».

— А как это звучит по-китайски?

— На южном диалекте — «фа». Кстати, украинский язык мне нравится. Он очень мелодичный.

— Тогда, возможно, вы будете изучать украинский язык, как это делает российский посол. Американский посол тоже сказал, что по мере возможности будет учить государственный язык Украины. Кстати, хорошо на украинском языке разговаривает посол Великобритании...

— Я уже изучаю. Правда, говорю только отдельными словами, украинский мне дается легко.

— Господин посол, какой вы увидели Украину?

— Этот вопрос я бы хотел отложить на потом (смеется). Честно говоря, я пока не видел Украину. Даже не могу сказать, что видел Киев, скорее, часть города. Последние встречи у меня были преимущественно с представителями правительства, с теми людьми, которые мне нужны в первую очередь, чтобы представить себя, наладить контакты для сотрудничества и подготовить визит украинского Президента в Китай.

Если говорить о Киеве, то это европейский город с европейским стилем. Вместе с этим — а я побывал во многих европейских городах — бросается в глаза украинская специфика. Здесь даже свой запах. Город вроде к вам идет и вы его чувствуете, ощущаете, что он имеет свои особенности. Во-первых, это рельеф, старые дома. Новые же дома, извините меня, это продукты глобализации. Особенно примечательны сохранившиеся старинные здания, церкви, а также это здание посольства, которое было построено в 1880 году. В городе много таких памятников культуры, истории, носителей народной традиции. Все это говорит о том, что киевляне очень бережно относятся к своим традициям, дорожат тем, что имели предки. Это хорошо. По-моему, киевляне очень хорошие люди. Мне простые люди очень часто помогают ориентироваться и адаптироваться в этом городе.

— Не могли бы вы сказать, как собираетесь ориентироваться в политической жизни Украины, какими источниками информации будете пользоваться или уже начали использовать?

— Я считаю, в первую очень важны живые контакты. Благодаря глобализации сейчас все можно прочитать в интернете. Мои сотрудники в Пекине раньше меня увидят информацию по интернету. Поэтому для меня важны живые контакты. В обязанности любого посла входят контакты с представителями правительственных структур Украины. Но я не буду игнорировать интернет и буду читать ваше печатное издание. Если у меня будут вопросы, я обращусь к конкретному человеку за помощью.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ