Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему смягчилась риторика Пхеньяна?

Лидер КНДР ведет переговоры с Китаем, стремится к участию в Олимпиадах и готовится к встрече с Дональдом Трампом
2 апреля, 2018 - 18:34
31 МАРТА 2018 ГОДА. ПХЕНЬЯН. НА ВСТРЕЧЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА ТОМАСОМ БАХОМ (НА ФОТО СЛЕВА) КИМ ЧЕН ЫН ПООБЕЩАЛ, ЧТО СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ СПОРТСМЕНЫ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ОЛИМПИАДАХ / ФОТО РЕЙТЕР

Минувшая неделя была довольно насыщенной дипломатическими достижениями для страны, от которой в последнее время на это и не надеялись и от поведения которой ждали только самых непредсказуемых поворотов — Северной Кореи.

Во-первых, 25-28 марта лидер КНДР Ким Чен Ын осуществил неофициальный визит в Китай, информация о чем сначала была лишь слухами, и только со временем была подтверждена СМИ обеих стран. Во время встречи с лидером Китая Си Цзиньпином гость из Пхеньяна подтвердил преданность ядерному разоружению Корейского полуострова и сказал, что его страна хочет диалога со США и проведения саммита Северной и Южной Корей, передает DW. Отмечается, что это был первый визит Ким Чен Ына за рубеж после прихода его к власти в 2011 году.

Во-вторых, в четверг, 29 марта, делегации Северной и Южной Корей во время переговоров договорились провести саммит при участии обеих стран 27 апреля, который станет третьим подобным мероприятием со времен Корейской войны 1950-1953 гг. Ожидается, что во время этого события состоится личная встреча Ким Чен Ына и президента Южной Кореи Мун Чже Ина.

В-третьих, с трехдневным визитом в Северной Корее побывал председатель Международного олимпийского комитета Томас Бах, который по результатам переговоров сообщил, что Ким Чен Ын желает, чтобы спортсмены из его страны приняли участие в Олимпиадах, которые пройдут в 2020 и 2022 годах в Токио и Пекине.

В-четвертых, в воскресенье, 1 апреля, впервые за 13 лет в Пхеньяне состоялся концерт южнокорейских поп-исполнительнителей, на котором побывали Ким Чен Ын и его жена.

Кроме того, СМИ все чаще пишут о возможности встречи лидера КНДР и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который во время переговоров стремится поднять вопрос о похищении 13 японских граждан Северной Кореей. Однако информация об этом пока не имеет подтверждения.

РЕАКЦИЯ СМИ

DW обращает внимание на то, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ сразу после появления новости о встрече Си Цзиньпина и Ким Чен Ына анонсировал свой визит в Вашингтон, чтобы провести переговоры с президентом Дональдом Трампом и «скоординировать политику» в отношении Пхеньяна. «Японский лидер, очевидно, будет стимулировать Трампа продолжать занимать жесткую позицию в отношении Пхеньяна и будет настаивать на том, что международные санкции работают и будет убеждать не идти на уступки, если запланированная с Кимом встреча состоится», — говорится в материале.

Британская газета The Guardian объясняет, что Северная Корея нуждается в продуктах и энергии Китая и уже давно стремится к прямым переговорам со США. «Тем временем Китай не хочет оказаться на обочине. Эта поездка вернула Пекин в сферу деятельности, где доминировали Сеул, Пхеньян и Вашингтон, и подтвердила статус мистера Си», — отмечает The Guardian.

The Washington Post пишет о трех выводах из переговоров лидеров Северной Кореи и Китая. Во-первых, Китай боится остаться в стороне. «Означает ли недавний визит в Пекин, что две страны теперь беспрепятственно будут координировать переговоры относительно денуклеаризации? Скорее всего, нет — для начала визит Кима может просто быть мудрым дипломатическим протоколом. Это было бы серьезным дипломатическим оскорблением для Пекина, долговременного социалистического союзника, если бы первым зарубежным лидером, с которым бы встретился Ким, был Трамп или президент Южной Кореи  Мун Чже Ин», — отмечается в статье. Во-вторых, Китай не может позволить себе занимать второстепенную роль в этих переговорах. «Если переговоры будут продвигаться без Китая, тогда стремления Пекина относительно регионального лидерства пострадают», — добавляет автор материала. В-третьих, Китай будет использовать формальные и неформальные инструменты, чтобы направить переговоры.

«Это была пропагандистская возможность для обоих лидеров. Для мистера Си встреча была шансом культивировать имидж миротворца на глобальной сцене. Для мистера Кима это была возможность сигнализировать о членстве в клубе мировых лидеров», — пишет The New York Times.

«ЭТО НЕ ПРИЗНАНИЕ РЕЖИМА, ЭТО ПРИЗНАНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ»

«День» начал разговор с китаеведом, экспертом Национального института стратегических исследований Андреем ГОНЧАРУКОМ с просьбы объяснить, о чем свидетельствует недавняя поездка Ким Чен Ына в Китай:

— Китай — это фактически единственный союзник КНДР со времен войны Северной и Южной Корей. Китайцы официально воевали на стороне КНДР, и в той войне погибло более 400 тыс. китайцев. Поэтому, конечно, судьба Северной Кореи имеет для китайцев символическое значение. С другой стороны, после прихода к власти Ким Чен Ына произошли некоторые события, свидетельствующие о том, что он хотел избавиться от роли младшего брата в отношениях с Китаем. Аналитики писали об определенном охлаждении отношений, и знаковым событием было закрытие музея истории войны в Пхеньяне.

Сразу после прихода к власти президента США Дональда Трампа произошло значительное обострение отношений, и китайцы профессионально вышли из него: в апреле 2017 года состоялся визит председателя КНР Си Цзиньпина в США. Все это показало, что китайцы умеют договариваться и умеют решать вопрос. Поэтому с точки зрения Ким Чен Ына, единственная возможность выйти на какие-то договоренности с Вашингтоном — привлечь к этому Китай.

Кроме того, следует понимать, что Ким Чен Ын ездит по миру исключительно в своем бронепоезде и приехать может только туда, куда ведут рельсы. Поэтому, если речь  идет о встрече Трампа с Ким Чен Ыном, понятно, что Трамп не поедет в Северную Корею, а Ким Чен Ын не полетит в Соединенные Штаты. Значит, необходимо место, где может состояться эта встреча. Обсуждали страны Средней Азии, в частности Киргизстан. Но понятно, что эта страна не может предоставить такие гарантии безопасности, как Китай. Поэтому, скорее всего, речь идет о том, что Китай выступит посредником для организации личной встречи Ким Чен Ына и Дональда Трампа.

То, что эта встреча между лидерами Китая и Северной Кореи была неофициальной, свидетельствует только о том, что было очень много предостережений с обеих сторон — КНДР и США. Именно поэтому официальная информация о визите Ким Чен Ына в Пекин появилась уже после того, как он вернулся в Корею — на третий день. Я бы не делал конспирологеских оценок, потому что речь идет просто о поиске возможного формата и возможных условий, по которым может состояться такая встреча. А она может состояться только при гарантии другой страны. Россия в данном случае даже не рассматривается, ведь понятно, что никаких гарантий эта страна предоставить не может и вообще постепенно скатывается на обочину большой международной политики. Поэтому остается Китай. Эта страна растет, и растет ее место в мире. Ким Чен Ын, естественно, выбирает Китай для того, чтобы выйти на контакт со США.

То, что кардинальные изменения в Северной Корее состоятся именно при правлении Ким Чен Ына, очевидно всем. Ведь страна доведена до ручки: либо там будет голодомор на уровне Кампучии, либо там будут еще какие-то непонятные ужасы, либо они все-таки выйдут на какой-то диалог с цивилизованным миром, и ситуация начнет постепенно изменяться.

Готовится встреча Трампа и Ким Чен Ына. В апреле состоится саммит двух Корей. Почему происходит такое признание северокорейского режима?

— Это не признание режима, это признание объективных обстоятельств. Сегодня вооруженные силы США могут в миг уничтожить всю ракетно-ядерную программу Северной Кореи. Это не вопрос. Вопрос в том, что Сеул от границы с Северной Кореей находится на расстоянии, которое преодолевается обычными вооружениями. И заложником в этой ситуации остается многомиллионный город, в котором, кстати, еще и должны состояться Олимпийские игры.

Поэтому вооруженными средствами проблема не разрешается. Трамп изменил свою риторику именно потому, что ему в Пентагоне объяснили, что провести денуклеаризацию Корейского полуострова можно, но уничтожив обе Кореи. Но мир на это пойти не может. Если в Северной Корее человеческая жизнь ничего не стоит, то Южная Корея — демократическая страна, и мир не воспримет, что половина Кореи погибнет. Поэтому они вынуждены искать такие пути преодоления кризиса, которые ведут не к истреблению всех и вся, а к решению каких-то вопросов.

По вашему мнению, что должно произойти, чтобы ядерное разоружение КНДР таки произошло?

— По мнению людей посвященных, в частности китайских аналитиков, с которыми я общался еще в 2013 году, все поведение Ким Чен Ына направлено на то, чтобы продаться американцам задорого. Он понимает, что на его жизнь в Корее не хватит ресурсов, потому нужно что-то делать. То есть все эпатажные вещи, заявления — это все для того, чтобы привлечь к себе внимание, а затем продаться задорого. Это оценки экспертов. Насколько это отвечает действительности, тяжело судить, потому что Украина все-таки находится в стороне от этой ситуации. Но то, что Ким Чен Ын не настолько наивен, как кажется, очевидно.

 

Наталия ПУШКАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ