Президент Янукович проводит все более репрессивную политику, недавно добившись диктаторских полномочий. Он также достиг договоренностей с Россией, которые уничтожают экономическую независимость Украины и угрожают ее политической независимости. Его действия могут привести к нарушению спокойствия, а то и восстанию в Украине, к отсрочке возврата к демократии в Украине (а возможно, и России) на неопределенное время, к изменению равновесия сил в Европе, а также к началу периода вражды между Западом и Россией.
С момента прихода Януковича к власти в 2010 году, он руководствовался двумя основными целями: личное и семейное обогащение и гарантирование собственной победы, не гнушаясь никакими средствами, на президентских выборах в марте 2015 года. Безусловно, первой цели уже достигнуто. Чтобы достичь второй, то есть переизбраться при рейтинге лишь около 15 процентов, он проводит все более деспотическую политику, уничтожив верховенство права, взяв под контроль большинство СМИ (вместе со своими союзниками), преследуя оппозицию, фальсифицируя выборы и контролируя парламент с помощью взяток и шантажа.
Столкнувшись с нынешними беспорядками, он добился диктаторских полномочий сомнительной легитимности голосованием в парламенте. Да, его силовые структуры теперь безнаказанны, он может запрещать независимые демонстрации, критика, независимо от уровня обоснованности, может рассматриваться как преступная клевета, депутатскую неприкосновенность можно снять, оппозиционных активистов можно трактовать как преступников-экстремистов и запрещать организации, которые их поддерживают. Министерство культуры уже грозится, подражая Сталину, запретить УГКЦ. Власть планирует взять под контроль интернет, прослушивать телефоны и относиться к общественным организациям, которые получают финансирование из-за рубежа, как к иностранным агентам.
Столкнувшись с угрозой краха национальной валюты и суверенного дефолта из-за своей вредительской экономической политики, президент Янукович отказался от соглашений с ЕС и МВФ, как кажется, прежде всего из-за того, что условием помощи с их стороны было соблюдение демократических норм и развитие свободнорыночной экономики. Вместо этого он обратился к России, которая предоставила краткосрочную кредитную линию и скидку на газ при условии проведения выгодной ей политики. Такая политика должна включать сотрудничество между силовыми органами двух государств, переход мощных отраслей украинской экономики под двойной контроль, подстраивание украинского таможенного законодательства под требования возглавляемого Россией Таможенного союза, незаключение соглашений о свободной торговле с третьими сторонами без согласия России и усиление российского присутствия в Крыму — территории, на которую российские националисты выдвигают претензии, а российское государство базирует там свой Черноморский флот.
Цель России — добиться присоединения Украины к Евразийскому таможенному союзу, который должен быть образован на базе Таможенного союза в следующем году. Россия надеется, что эта новая организация будет иметь определенные сверхгосударственные полномочия. Россия уже заявляла, что хотела бы видеть единую внешнюю и внешнеэкономическую политику всех членов этого блока. Она также хотела бы видеть Украину членом управляемой из Москвы Организации Договора о коллективной безопасности.
Если Россия достигнет своих целей, это может привести к нескольким последствиям: Украина и будет продолжать оставаться непокойной, а то и восстанет; возврат к демократии в Украине (а возможно, и России) будет отложен; изменение равновесия сил в Европе может дестабилизировать Балтийский регион, Центральную Европу и Балканы; России и Западу будет сложнее достичь понимания, потому что на совесть Запада будет довлеть деспотизм в Украине; народы Запада будут чувствовать подозрение и враждебность к России.
Канадцы солидарны с оппозицией в ее борьбе за возрождение демократии в Украине и восстановление ее независимости.
Трудно издалека предлагать пути мирного урегулирования конфликта в Украине. Оппозиция может (хотя во многом она уже опоздала) использовать уроки югославского движения за устранение Милошевича, в частности, вернуться к дисциплинированному ненасильствию, что характеризовало ее действия на предыдущих этапах (акты же насилия становятся лишь поводом к усилению репрессий), и ограничить свои требования до реалистичных.
Канада и ЕС могут следовать примеру США и побуждать администрацию Януковича и ее союзников к сдержанности путем целевых санкций против подозреваемых в нарушениях прав человека. Министр иностранных дел Канады Джон Берд подчеркнул, что Канада уже рассматривает этот вопрос.
Дерек Фрейзер — экс-посол Канады в Украине (1998—2001), сотрудник Центра глобальных исследований, доцент политологии в Университете Виктории