Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Восточная Европа мечтает о НАТО

28 декабря, 1999 - 00:00

Казалось бы странам Центральной Европы и новорожденным государствам можно спокойно жить и работать, но они на удивление дружно бросились в НАТО с просьбой о принятии в состав блока. Россия высказалась категорически против расширения состава НАТО, видя в этом угрозу для себя. Вместо этого страны-члены НАТО предложили просителям подписать программу «Партнерство ради мира», которая якобы станет первым этапом вступления в блок. А само вступление состоится когда- нибудь потом, после 2000 года.

Кого кормят обещаниями, мы хорошо знаем. Но лучше уж иметь такое «Партнерство», чем ничего. Программу подписали почти все постсоветские страны, и Украина среди первых, а Польша, Чехия и Венгрия в 1999 году стали членами НАТО. Почему же все так стремятся вступить в Северо-Атлантический блок, которого они так боятся?

Ответить на этот вопрос можно, зная ответ на несколько других. Кто выступает категорически против вхождения стран Центральной и Восточной Европы в НАТО? Кто объявляет соседние страны сферой своих национальных интересов, а несогласным угрожает армией? Кто ведет полномасштабную войну на собственной территории?

Это новая демократическая Россия. Когда-то и она в лице президента Ельцина высказала желание вступить в НАТО. Отказали, потому что увидели, откуда ветер дует. Здесь и попытки любой ценой сберечь свое влияние в Средней Азии, на Кавказе, а главное — в Украине, Беларуси и странах Балтии. И попытка сохранить как можно больше военных баз на потерянных территориях. И откровенная поддержка сепаратистов «русскоязычным населением», особенно в Крыму.

На наивысшем уровне российские политики заявляют о том, что независимость новорожденных стран — это только недоразумение, историческая ошибка, и что скоро все вернется на круги своя. Что эти страны должны либо войти в сферу российского влияния, либо погибнуть.

В российской военной доктрине даже обусловлено право России на превентивный ядерный удар. А когда и по кому его нанести, Россия советоваться ни с кем не собирается.

Когда-то доктрина о «третьем Риме» стала идеологической базой Московского княжества. Под этим символом строилась российская империя. Впоследствии вместо «третьего Рима» предстал Третий Интернационал. Но во все времена россияне пытались поучать других, как нужно жить. Идеи мессианства, исключительности России, ее вроде бы естественного права первенства пронизали не только элиту, но и все российское общество. Именно поэтому независимость Украины не была воспринята широкими кругами в России.

Что же нужно делать в такой ситуации нашему государству? Может, стоит вспомнить об идее Балтийско-Черноморского союза и, пока не поздно, начать договариваться? Как это ни огорчительно, но приходится признать, что политическая инициатива пока что принадлежит Москве. Опасность с востока для Украины в ближайшем будущем не уменьшится.

А значит, нужно иметь надежду только на собственные силы.

Сергей ГРАБ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ