Смотреть на этот мир иногда бывает очень грустно. Потому что возникает впечатление, что он просто неправильно устроен. Эта неправильность — и в почти ежедневных публикациях о скандалах с российскими «грязными деньгами», и в сообщениях из Восточного Тимора, и во многом другом.
Уже задолго до начала боев в Дагестане было абсолютно очевидно, что Россия просто провалила любую — жесткую или либеральную, демократическую или нет — политику в отношении Кавказа и его народов. Понадобились бессмысленные теракты, унесшие жизни сотен ни в чем не повинных, чтобы в Москве задумались — а не нужно ли что-то и кого-то менять? Очевидно было, что и в отношениях с Чечней, как раньше в политических скандалах, в России не обошлось без Бориса Березовского. Но теперь, вместо терпеливого, спокойного, аргументированного расследования, прессу «кормят» провокациями наподобие неподтвержденных радиоперехватов его разговоров с чеченцами. И тут же уважаемый российский телеканал НТВ прибавляет об «известных симпатиях украинских националистов чеченским боевикам» в сюжете о прозрачности украинско-российских границ.
Я почему-то после всего этого, да и после многочисленных западных публикаций о коррупции в Кремле и о скандалах с российскими «грязными деньгами», не имею горячего желания как-то интегрироваться в Россию или СНГ, которое все равно ассоциируется в первую очередь с Москвой.
И я не понимаю, на чем основываются комплименты украинской власти Кремлю и желающим его захватить, что обусловливает согласие украинской власти играть по московским правилам — покупать нефть и газ по мировым ценам, а расплачиваться за них продовольствием по внутрироссийским. Я не понимаю, почему нельзя покупать ту же нефть где угодно — хотя бы и в Казахстане или на Ближнем Востоке, но не иметь при этом совершенно бессмысленных проблем.
Мне трудно понять, зачем вообще существует СНГ, которое не смогло справиться с многочисленными конфликтами. И абсолютно не верю, что его удастся превратить в зону свободной торговли, если это, конечно же, не будут опять-таки московские представления о ней.
СНГ как правопреемника Политбюро ЦК КПСС мне лично не нужно — а иной интеграции, кроме тесной «теневой» между властью, которая длится со времен направляющей роли КПСС и такой же тесной между криминалитетом, я пока не вижу. И меня еще никто не убедил, что Украина не в состоянии производить и продавать не только в страны бывшего Союза, но и по всему миру качественные и дешевые товары. Меня еще никто не убедил, что Украине нужны шоу типа награждения Кучмы орденом «Золотого орла». Это все я уже видел в СССР. Он закончился.