Специальный представитель Европейского Союза для Молдовы Кальман Мижей на днях побывал в Украине и провел консультации с представителями украинских властей. Он уже два года курсирует между Кишиневым, Тирасполем, Киевом и Москвой, пытаясь сдвинуть с мертвой точки процесс приднестровского урегулирования. Появился ли прогресс в разрешении этого 18-летнего конфликта и какую роль в этом может сыграть Украина, соседствующая с Молдовой и ее приднестровским регионом? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью специального представителя ЕС Кальмана МИЖЕЯ.
«...ПРИДНЕСТРОВСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ — ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ И ХОРОШИЙ ТЕСТ...»
— Господин Мижей прошел год после интервью, которое вы дали «Дню» и в котором вы сказали, что верите в возможность хорошего урегулирования приднестровского конфликта. Можете ли вы сказать: год спустя у вас появилось больше оптимизма или пессимизма?
— Прошлый год был очень сложным в международных отношениях. Но я думаю, что имеются и позитивные моменты. Разговоры и многосторонние консультации продолжались даже в самые трудные моменты года, во время грузинского кризиса. Я думаю, что нам, участникам переговорного процесса «5 + 2», надо много работать. Конечно, трудно прогнозировать, но хочется верить, что после молдавских выборов 5 апреля мы вместе можем создать хорошую атмосферу для урегулирования. Мы видим много моментов, которые могли бы положительно сказаться на достижении урегулирования. Но следует отметить, что в международных отношениях на нашем континенте все-таки есть это одно из немногих досье, где можно достичь успеха, если дух сотрудничества восторжествует. Я имею в виду хорошо сбалансированный компромисс между разными интересами.
Второй момент состоит в том, что у наших российских партнеров есть желание рассматривать разные аспекты всей европейской безопасности. В столицах Евросоюза существует подход, согласно которому приднестровское урегулирование — очень важный и хороший тест на то, реально ли говорить о новом сотрудничестве на нашем континенте. Поэтому я считаю, что существует достаточно много рычагов, чтобы мы вместе с нашими партнерами могли разрешить эту проблему. Ведь существующий более 18 лет конфликт является реликвией холодной войны и нам надо его разрешить.
«...МИРОВОЙ КРИЗИС СИЛЬНО УДАРИЛ ПО ПРИДНЕСТРОВСКОМУ РЕГИОНУ»
— Как вы воспринимаете заявление немецкого депутата Маркуса Мекеля, который недавно побывал в Молдове и Приднестровье и заявил, что Евросоюз должен интенсивнее заниматься приднестровским регионом и соответственно — урегулированием?
— По мнению наших партнеров, роль Евросоюза в Молдове и приднестровском урегулировании растет, как и процессы приближения Молдовы к Евросоюзу. Процесс урегулирования также произойдет. ЕС является важнейшим соседом Молдовы. Более половины экспорта Молдовы идет в ЕС. Также много в ЕС экспортирует Приднестровье. Но, к сожалению, мировой кризис сильно ударил по приднестровскому региону. И мы думаем, каким образом вместе с партнерами помочь Тирасполю в этой ситуации. Предполагаю, что возникшая проблемная ситуация даст толчок к большему сотрудничеству, интеграции. По моему мнению, в этом отношении роль и активность ЕС постоянно растет.
— Следует ли рассчитывать, что возникший кризис может ускорить процесс приднестровского урегулирования?
— Это зависит от того, с какой философией будут участники относиться к этому вопросу. Если это усилит сотрудничество, тогда здесь могут появиться позитивные моменты. Если кризис усилит конфликтный подход, тогда следует ожидать осложнения в приднестровском урегулировании. Но я надеюсь, что на нашем континенте нынешний экономический кризис будет подталкивать людей к нахождению новых возможностей и областей сотрудничества всех партнеров, заинтересованных в разрешении конфликта.
«МЫ ВИДИМ ПУТЬ К БОЛЕЕ АМБИЦИОЗНЫМ ПЛАНАМ В РАЗРЕШЕНИИ КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ»
— Вы считаете, что роль Москвы будет более конструктивной, чем это было до сих пор?
— Мы видим путь к более амбициозным планам через разрешение конкретных проблем. И здесь таким первоначальным моментом является приднестровский конфликт, который, по мнению Брюсселя, реально можно будет разрешить. А поскольку вскоре в Молдове состоятся выборы, то у нас есть время, чтобы подумать о стратегии. Хотелось бы рассчитывать, что после этих выборов можно будет в формате «5 + 2» конкретно разработать сбалансированное соглашение, которое устроит всех, особенно людей, живущих на правом и левом берегу Днестра в Молдове. Хотел бы сказать, что, согласно недавно проведенному Еврокомиссией исследованию, потери обеих сторон очень высоки, но приднестровский регион пострадал наиболее. И Тирасполь, фактически находящийся в изоляции и имеющий ориентированную на экспорт экономику, потеряет еще больше, если разрешение конфликта будет затягиваться.
Недавно закончила работу совместная миссия Европейской Комиссии и офиса Спецпредставителя ЕС, которая проанализировала области, где ЕС может оказать более эффективную поддержку сотрудничеству между Кишиневом и Тирасполем, во благо населения обеих берегов.
Если возникнут реальные проекты, которые могут серьезно повлиять на углубление сотрудничества, то в этом случае Евросоюз может выделить серьезную финансовую помощь. Для успешности этого процесса важно, чтобы между сторонами были партнерские отношения и обоюдное уважение, а также провозглашались публичные заявления, направленные на усиление позитивных процессов. Я надеюсь, что постепенно мы движемся в эту сторону.
— Является ли конструктивной роль Румынии? Ведь тот же немецкий депутат заявил, что Бухарест не хочет подписывать приграничное соглашение с Молдовой.
— Румыния активный член ЕС и я получаю только поддержку от наших румынских коллег в наших европейских усилиях. В прошлом году экспорт Молдовы в Румынию, как и в Россию, увеличивался очень стремительно. Я смотрю с огромным оптимизмом на отношения между Румынией и Молдовой как в экономическом, так и в политическом планах, и считаю, что в интересах приднестровского урегулирования румынско-молдавские отношения должны быть не только позитивными, но и глубокими.
«УКРАИНА КАК ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СТРАНА ИМЕЕТ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ НАМ ОЧЕНЬ ЛЕГКО ВМЕСТЕ РАБОТАТЬ»
— Сейчас вы находитесь в Киеве. Поэтому хотелось спросить вас, какие ожидания возлагает ЕС на Украину, которая является одним из пяти участников приднестровского урегулирования?
— Как и Евросоюз, Румыния, Украина тоже является важным соседом Молдовы, в том числе приднестровского региона. Украина имеет очень большую границу с Молдовой. Украинские национальные меньшинства проживают как на правом, так и на левом берегу Днестра. Поэтому я думаю, что Украина как сосед имеет хорошие и специфические возможности, чтобы содействовать приднестровскому урегулированию. Кроме того, Украина как демократическая страна имеет европейские ценности, на основе которых нам очень легко вместе работать. Нам сейчас только нужно углубить это сотрудничество и сделать его более эффективным. У меня было два дня очень хороших консультаций.
— Можете ли сказать, с кем и какие результаты?
— Я встретился с широким кругом лиц в государственных ведомствах, МИДе, со своими партнерами в парламенте, в Секретариате Президента и СНБО. У нас были все возможности, чтобы обсудить эти вопросы. Кроме этого, я проводил плотные консультации с независимыми экспертами.
«СТОЯЩИЙ ПЕРЕД НАМИ ВЫЗОВ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫРАБОТАТЬ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ...»
— В прошлый раз вы говорили, что для вас главное выработать между Украиной и ЕС как можно более скоординированные позиции по приднестровскому урегулированию. Удалось ли это достичь сейчас?
— Стоящий перед нами вызов состоит в том, чтобы выработать основные подходы. Это очень важно. У нас совместные европейские ценности. Нам нужно только больше укрепить это сотрудничество. Если нам удается немного продвинуть процесс урегулирования, тогда возникнет еще больше возможностей для работы на уровне экспертов в сфере конституции и безопасности всех участников процесса урегулирования. Несмотря на трудности, в прошлом году проводились консультации в формате «3 + 2». Важно, чтобы меры доверия между Кишиневом и Тирасполем интенсифицировались.
— Господин Мижей, вы упоминали о возможностях Украины в приднестровском урегулировании. Насколько, по вашему мнению, наша страна как сосед Молдовы и Приднестровья использует эти возможности?
— Украина имеет свои специфические, национальные интересы, в том числе национальное меньшинство, которое проживает в Молдове и Приднестровье. Поэтому Украина может углублять отношения с Кишиневым и Тирасполем, координируя в то же время свои действия с усилиями ЕС и других участников процесса по урегулированию приднестровского конфликта.
— Какие действия планирует предпринимать ЕС дальше после консультаций с Украиной?
— Я думаю, что надо продолжать усилия по укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем. Поскольку экономический кризис особенно сильно ударил по приднестровскому региону, то важно, чтобы Евросоюз, Украина и другие участники процесса определили возможности ограничить его воздействие на население, так как это может только содействовать процессу приднестровского урегулирования.