В Румынии, в отличие от Украины, продолжительное противостояние между президентом и премьер-министром — Траяном Басеску и Калином Попеску-Таричану — решается по-своему. Президент Траян Басеску уже продолжительное время конфликтует со своим бывшим союзником — премьер-министром Калином Попеску-Таричану. Противостояние отчасти объясняется вопросами политики, а отчасти — очень разными характерами обоих мужчин. Басеску и Таричану обвиняли друг друга на телевидении в причастности к сомнительным многомиллионным энергетическим соглашениям. Обе стороны конфликта не просто апеллируют к народу, но и дают ему возможность сказать свое слово на референдуме.
Позавчера первый шаг к развязке конфликта сделал премьер-министр, которому удалось провести в парламенте решение о приостановке полномочий президента. За отставку президента проголосовали 322 депутата, против — только 108. Процедуру импичмента президента — по обвинению в неконституционных действиях — инициировали оппозиционные социал-демократы, поддержанные правительственной партией либералов. «Траян Басеску — это политический проект, который провалился. Он не в состоянии толкать страну вперед, не в состоянии объединить нас», — заявил лидер оппозиционной Социал-демократической партии Мирча Геона.
На следующий день сторонники румынского президента Траяна Басеску провели в Бухаресте митинг в его поддержку. Следует отметить, что президент получил известность, занимая должность мэра столицы. «Я — капитан дальнего плавания», — заявил президент Басеску нескольким тысячам сторонников на Университетской площади Бухареста и пообещал оставаться капитаном и впредь. В понедельник, когда вступит в силу решение парламента лишить его полномочий, президент уйдет в отставку. Согласно конституции Румынии, в 30-дневный термин после вступления в силу решения парламента об отставке президента должен состояться референдум об импичменте. А отставка Басеску означает, что вместо референдума состоятся новые президентские выборы — вероятнее всего, в июле. По данным опросов, Траян Басеску получит на них победу, потому что до сих пор остается наиболее популярным румынским политиком.
КОММЕНТАРИЙ
Юлий КИФУ , директор Центра предупреждения конфликтов, Бухарест
— Согласно Конституции румынский парламент имеет право контролировать президента при помощи процедуры устранения его с должности через импичмент. Итак, в Румынии началась процедура импичмента, которая является демократической. Но в основе этого процесса лежат политические причины: споры президента с лидерами политических партий и других институтов. Поэтому сейчас в стране возникла очень деликатная ситуация. Все ожидали от президента, что он не будет диктовать свою волю или идеи большинства в парламенте. Но именно это произошло, когда президент вступил в спор с основной политической партией в парламенте.
Хотя Конституционный суд действительно не нашел оснований того, что президент грубо нарушал Конституцию, но в этом документе говорится, что парламент как политический орган имеет право решать, нарушал президент конституцию или нет.
Нет ли в действиях депутатов угрозы того, что они могут неправильно толковать конституцию? Нет, процедура говорит, что прошение об импичменте должно быть подано в Конституционный суд. Этот орган дает объяснение, имеющее консультативный характер. И на основании этого объяснения должно быть принято решение о проведении референдума. Президент не имеет полномочий делать все, что ему заблагорассудится. С другой стороны, сейчас много дискутируют относительно законности и легитимности действий парламента и президента. То, что произошло на сегодняшний день — а именно устранение президента от исполнения обязанностей — является законным. Кстати, он этого не отрицает. Но с другой стороны, президент имеет полную легитимность в смысле публичной поддержки. Что не позволяет ему идти наперекор политическому классу. Поскольку демократия предполагает баланс между разнообразными политическими партиями, между большинством и меньшинством. Т.е. нужно опираться не только на одну личность-провидца, а на систему институтов и демократию. Именно это происходит в Румынии. Поэтому президент оказался в такой ситуации. Но я убежден, что благодаря общественной поддержке он может либо не идти в отставку и ждать референдум, который может предоставить ему продление действующего мандата, либо идти на следующие президентские выборы, которые дадут ему новый мандат. Оба варианта являются в равной степени важными. Еще раз хочу подчеркнуть: то, что произошло, было законным, это является балансом институтов. С одной стороны — парламент имеет контроль над президентом, но с другой стороны — больше легитимности имеет президент, который, по сравнению с другими политиками, имеет наибольшую поддержку среди румынских избирателей. Но это не позволяет ему идти против закона.
Согласно конституции, президент не имеет полномочий распустить парламент, за исключением ситуации, когда законодательный орган не может сформировать правительство в течение трех месяцев. По конституции парламент является главной силой в политической системе страны. Президент является только посредником и имеет под своим руководством только министерства иностранных дел, обороны и безопасности. Его полномочия являются скорее символическими и полуисполнительными. Он не имеет иных исполнительных полномочий и законодательных полномочий.
В Румынии мандат депутата является представительским, а не императивным, как это прописано в Конституции Украины. А это значит, что депутат представляет своих избирателей. Депутат имеет право войти в одну из парламентских групп, существующих в парламенте, или же оставаться в группе независимых депутатов, которая не имеет возможности для осуществления заявлений. У нас только парламентские группы имеют вес в любых прениях и могут делать заявления. Отдельные депутаты могут только обращаться к правительству с вопросами.