Согласно результатам опроса, проведенного Центром мира, конверсии и внешней политики, состояние интеграции Украины в ЕС, объявленной главным стратегическим направлением украинской политики, можно считать нулевым. Украина хотела бы услышать четкий сигнал из Брюсселя, который бы засвидетельствовал, что Украина имеет европейскую перспективу, которая могла бы реализоваться в ее вступлении в ЕС по достижению необходимых критериев (так называемых копенгагенских критериев — демократический политический уклад, конкурентоспособная рыночная экономика, развитое гражданское общество, свобода прессы). Такой взгляд поддерживает Польша, которая станет членом ЕС с 1 мая 2004 года. Инструментом достижения своей цели Киев видит подписание с ЕС соглашения об ассоциации «европейского типа» — по образцу Европейских соглашений, подписанных в 1990-х годах нынешними странами-кандидатами. В Брюсселе и странах-членах ЕС утверждают, что Украина является важной страной, что она относится к европейской истории, что она безусловно, европейская страна. Тем не менее не следует ожидать никаких сигналов, но работать, выполнять Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (подписанное в 1994 году, вступившее в действие в 1998 году, не указывает на возможное будущее развитие отношений), следует реформировать все сферы жизни, следует обеспечить свободу СМИ, являющуюся особым пунктом при определении климата отношений. Слова «интеграция» и «ассоциация» по отношению к Украине в лексиконе «европейцев» отсутствуют. Попытка представителей Украины объяснить, что именно четкий сигнал дал бы толчок реформам, не воспринимается.
Относительно новым моментом в разговоре стало то, что сейчас представители ЕС уже не избегают обсуждения необходимости трансформирования программы технической помощи TACIS на что-то другое, более адаптированное к потребностям Украины. Приоритеты такого сотрудничества определены: эффективная помощь Украине в приближении ее законодательства к общеевропейским нормам, активное сотрудничество в областях юстиции и внутренних дел, в том числе — охраны границ, борьбы с нелегальной миграцией, совершенствование государственной службы, реформа судопроизводства, развитие гражданского общества, улучшение ситуации со здравоохранением, социальной защитой. ЕС призывает относиться реалистически, заявляя, что сейчас не может речь идти об обещаниях Украине относительно ее возможного членства. Речь идет, как говорится на официальных и неофициальных уровнях, о новых стимулах к сотрудничеству, новых политических обязательствах, об определении того, насколько глубоким может быть это новое очень тесное сотрудничество, какие инструменты для его достижения необходимо внедрить. И при этом возможность украинского вступления в ЕС в будущем может и не исключаться. Украина не должна воспринимать отсутствие ожидаемых сигналов как препятствие для своего дальнейшего развития.
«Украина стремится к тому же, к чему и ЕС», — говорил «Дню» один из западных дипломатов. То есть к реформам, которые бы могли ее приблизить к вступлению в НАТО и ЕС, позволили «нам помочь Украине помочь себе самой». На неформальных встречах, подобных конференции по украинским вопросам, проведенной на прошлой неделе британской организацией Wilton Park, вполне искренне называются и причины охлаждения самого климата — разочарование тенденциями украинской политики и, прежде всего, государственным руководством. С одной стороны, как говорил один из высокопоставленных дипломатов, «Украина больше, чем президент Кучма». С другой, как признался «Дню» другой западный дипломат, почти невозможно подталкивать свое правительство к признанию справедливыми претензий Украины в условиях, когда все последние месяцы приходится заниматься делами, связанными с «кольчужным скандалом».
Более положительно и в Украине, и на Западе оценивают отношения между Киевом и НАТО — в частности, представители Альянса подчеркивают, что относительно Украины уже можно говорить о начале реальной программы ее интеграции. Вряд ли это можно было услышать еще два года назад. Но с другой стороны, проблемы — опять в несоответствии между декларациями и действиями, между управленческими культурами Запада и Украины. По словам проинформированного источника, 15 процентов общих мероприятий между Украиной и Лондоном в прошлом году были упразднены, поскольку или Киев слишком поздно подавал списки участников, или министр обороны Украины не позволял участия тех или иных лиц. При этом движение Украины в НАТО поставлено на практическую основу — проводится военная реформа, принимаются необходимые законы, на Западе оценили обнародование Плана действий Украины—НАТО (но не понимают, почему до сих пор не опубликован Целевой план действий на 2003 год). Огромные вопросы политиков, дипломатов, экспертов разных стран Запада, связанные с процессами экономической интеграции между Украиной и Россией, процессами теневой приватизации в Украине, со спорами в самой Украине в пользу выбора европейской или евразийской интеграции.
Давно известно, с чем именно связывается важность Украины для остальной Европы — ее размеры, плодородная земля, образованное население, стратегическое положение, возможности энергетического транзита. Хорошо известны и причины осторожности, с которой даже не очень многочисленные симпатии Украины говорят о возможностях именно европейской интеграции Украины: расширение ЕС будет происходить совсем не безболезненно, «турецкий вопрос» остается неразрешенным, все больше голосов за то, чтобы вообще прекратить любые дальнейшие расширения. Разочарование украинским руководством распространилось на восприятие всей страны, и сегодня уже откровенно говорится, что вряд ли стоит ожидать существенных прорывов и официальных заявлений об открытости «европейских дверей» до того, как в Украине пройдут президентские выборы. Кстати, в последние дни на международных форумах очень редко вспоминаются проблемы, связанные с контрмерами стран-членов FATF. Во всяком случае, готовность к поискам новых форматов демонстрируется. Сегодня, хотя это еще не общий процесс, и Украине предлагается почувствовать себя сначала соседом, на определенное время отрезанным от основных европейских процессов.