Канадские избиратели на состоявшихся досрочных парламентских выборах подтвердили свою поддержку правящей Консервативной партии, лидером которой является премьер-министр страны Стивен Харпер. Консерваторы расширили свое представительство, но так и не смогли добиться большинства в парламенте, поэтому сформируют четвертое за последние три года правительство меньшинства. Согласно предварительным данным, консерваторы получили 143 депутатских мандата в 308-местной палате общин. Их основные соперники, либералы — 77 мандатов, «Квебекский блок» — 49 и Новая демократическая партия — 37. Два мандата достались независимым кандидатам.
В итоге из участвовавших в выборах 19 политических партий только четыре будут представлены в канадском парламенте. В голосовании участвовали 13,75 млн. человек — 58,8 % от общего числа зарегистрированных избирателей.
О том, как проходил предвыборный процесс в Канаде, а также о роли украинцев в нем — в статье журналистки из Торонто Марты ОНУФРИВ.
В Канаде заканчивается горячая политическая осень: 14 октября этого года многоэтническое канадское общество вынесло своеобразный вердикт игрокам собственного политикума. За места в федеральном парламенте (не путать с провинциальными парламентами Канады) соревновались четыре политические партии: Консервативная, Либеральная, Новая демократическая (НДП), блок Квебека. Причина досрочных выборов: неэффективная работа парламента из-за отсутствия в нем правящего консервативного большинства. Создается впечатление, что премьер-министр Канады Стивен Гарпер инициировал преждевременные парламентские выборы, чтобы накануне экономической рецессии собрать лучший электоральный урожай.
О ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СТРАНЫ КЛЕНОВОГО ЛИСТКА
Обычно за право руководить страной соревнуются между собой две мощные политические силы — консерваторы и либералы. Как раз два года тому назад закончилось триумфальное десятилетнее господство либералов. Чуть ли не перед самыми федеральными выборами (2006г.) канадские СМИ до мелочей обсасывали коррупционную махинацию, которая состоялась во время правления премьер-министра Жана Кретьена и получила общественную огласку при следующем либеральном главе Поле Мартине (последний был министром финансов в правительстве Ж. Кретьена). Речь шла о почти негласном распределении тогдашним правительством Канады значительной суммы денег на культурное развитие франкоязычной провинции Квебек, чтобы, в определенной степени, урезонить ее сепаратистские настроения. Как впоследствии выяснилось, часть этих денег оказалась в партийной казне либералов. Реакция канадского общества не запоздала: на протяжении недели электоральная поддержка Либеральной партии катастрофически упала с 68% до 38% (Вот как зрелое демократическое общество мгновенно реагирует на любые злоупотребления власти!).
В то же время, бюрократическая либеральная верхушка подложила под свою партию мину замедленного действия: на замену Полу Мартину выпроводила из США своеобразного варяга Майкла Игнатьева. Именно таким образом партийные функционеры стремились и дальше удерживать свои позиции в стране! Кстати, М. Игнатьев как крайний шовинист русского образца давно стал раздражителем для многих этнических групп Канады (украинцев, поляков и других народов, порабощенных бывшей царской Россией). Немного забегая вперед, скажу: на днях в торонтском округе Этобико-Лейкшор будет вестись ожесточенная борьба за депутатское место между либералом Майклом Игнатьевым и известным консерватором Патриком Боером, большим симпатиком украинцев. Политические оппоненты надеются, что усилиями определенных этнических групп таки удастся устранить М. Игнатьева из канадской политики.
Отмечу, что на последнем Съезде Либеральной партии (фантастическое зрелище, декабрь 2006 г.) удалось переломить ситуацию в пользу новых политиков. А состоялось это благодаря уникальной инициативности и сплоченности украинских делегатов: по определенным политическим договоренностям проводником либералов стал француз Стефан Дион, а не, как предусматривалось, М. Игнатьев. К чести С. Диона, на протяжении первых дней после выборов он отстранил от руководства составными организациями остатки бюрократической номенклатуры, значительно оздоровив и обновив Либеральную партию. Однако нынче перед либералами возникла определенная трудность: внешняя привлекательность действующего премьер-министра Стивена Гарпера, которому симпатизируют 34% канадских избирателей, а Стефану Диону — всего 4%. Хотя, исходя из социологических опросов, на протяжении последних дней значительно вырос рейтинг либералов, достигнув 25% (консерваторы — 32%). Интересным является тот факт, что С. Дион стремится основательно заняться экологией Канады, заставив недальновидных промышленников расплачиваться своими финансами за вред, нанесенный окружающей среде.
Стоит шире вспомнить о консерваторах. Накануне очередных федеральных выборов Консервативная партия переживала не наилучшие времена: поиски своего места в политической нише, изменение поколений, внутренние трения, а то и раскол. Поэтому у консерваторов не было ни единого шанса взять руль управления страной, однако после коррупционного скандала власть им упала просто в руки.
Впрочем, не все так безоблачно на консервативном горизонте: их руководителя С. Гарпера упрекают в слишком твердом характере с некоторыми элементами авторитаризма, в неумении идти на любые компромиссы, критикуют его экономическую программу. Выглядит так, что со временем либералы таки придут в себя от поражений, а затем вернутся к власти. По всей вероятности, будут иметь нового харизматического проводника, которым может стать чрезвычайно перспективный политик Джерард Кеннеди (мать — украинка). Кстати, он известен украинскому обществу по спровоцированному Партией регионов политическому скандалу, который произошел на последних преждевременных парламентских выборах в Мариуполе Донецкой области. Однако для осуществления возможных амбициозных планов следует либералу Д. Кеннеди завоевать победу в торонтском округе Гайд-Парк, а это значит побороть очень популярную Пегги Неш (НДП).
С приближением выборов все громче и острее звучит резкая критика в адрес главных политических игроков. Но, как заведено в цивилизованном мире, президент соседнего государства не называет канадского главу «мазуриком», не раздаются скандальные заявления со стороны администрации канадского премьер-министра «об измене национальным интересам» одного из своих наивысших чиновников, общее канадско-американское информационное пространство не злословит по поводу каких-то предвыборных неожиданностей в Канаде или в США. К счастью, в Канаде, стране с установившейся демократией, безотказно работает закон и существует давно отработанная политическая культура, что исключают любую узурпацию власти, подчинения всего и всех ради осуществления собственных авантюрных планов, даже во вред национальным интересам страны, что страшнее — планомерное разрушение наивысшим государственным чиновником существующей парламентской коалиции. Такого, как в Украине, не может случиться ни в одной демократической стране мира. Потому что подобные рулевые давно сошли со страниц новейшей европейской истории и где-то загнивают на ее мусорнике. Скажу, что теперь нам, украинцам диаспоры, стыдно перед всем миром за политический хаос на Родине.
Но все-таки — о канадско-украинских интересах. По-видимому, опять в федеральном парламенте не удастся сформировать проукраинское лобби. Для этого требуется хотя бы пять-шесть украинских или проукраинских политиков, которые бы отстаивали интересы нашего сообщества (а это следует делать постоянно!). Вероятно, в депутатском корпусе останется украинец-либерал Борис Вжесневский, известный своей активной поддержкой «оранжевого» Майдана, а также недавним требованием от консервативного правительства материальной компенсации (10 млн. долларов), связанной с интернированием украинцев во время Первой мировой войны.
Однако, каким бы не был результат преждевременных парламентских выборов в Канаде, слаженная государственная машина и в дальнейшем будет работать на защиту всеканадских интересов, на благо своих граждан. В частности, залогом этого будет сильная и наступательная оппозиция (со своим активно действующим оппозиционным правительством!), которая будет контролировать каждый шаг существующей власти.