Недавний суд над тринадцатью иранскими евреями, обвиненными в шпионаже — это один из признаков сопротивления консерваторов реформистскому движению в Иране, возглавляемому президентом Мохаммедом Хатами. Консерваторы хотят не только «заткнуть» реформаторов, но и спровоцировать конфронтацию.
Закрытие поддерживающих реформы газет, арест ориентированных на реформы журналистов выглядят как попытки провокации реформаторов, выигравших большинство мест в последнем раунде парламентских выборов в феврале этого года. Если реформаторы выйдут на демонстрации и начнутся уличные беспорядки, у сил безопасности появится причина для «закручивания гаек». Во время чрезвычайного положения, которое наверняка за этим последует, приход к власти нового парламента будет отложен.
Осознавая этот факт, лидеры реформации пытаются сдерживать своих последователей. Они уверены в победе, которая к ним со временем все равно придет, поскольку они пользуются поддержкой большинства молодежи и женщин страны. Две трети 65-миллионого населения Ирана — младше 25 лет. Но молодежь в Иране, также как и по всему миру, не отличается большим терпением. И именно в этом — корень беспокойства.
Напряжение нарастает, потому что хотя экономика и еле волочит ноги, никто не предпринимает никаких мер. Все выступающие за реформу в основном заинтересованы в социальных и политических переменах, обещанных президентом Хатами под лозунгами «гражданское общество» и «власть закона». Сам президент не проявляет интереса к экономике.
А надо бы. Уровень безработицы — высокий, особенно среди юных иранцев. Из 1,9 миллиона молодежи, которые сейчас получают высшее образование и вступят на рынок труда в течение следующих пяти лет, у 15,8% нет надежды на трудоустройство. Более половины выпускников университетов не могут найти работу и ищут свое счастье заграницей. Оставшиеся образованные молодые безработные, которые не могут уехать заграницу, — классическое «сырье» для общественных беспорядков. Рост ВВП является единственным реальным решением этих проблем, но именно он и не наблюдается в царстве государственного контроля и цветущей коррупции. Ожидается, что реальный ВВП этого года вырастет только на 1,5%. Даже у трудоустроенных заработки сравнительно низкие, особенно у профессионалов.
Все иранские партии обвиняют в сегодняшнем экономическом кризисе разрушительную войну с Ираком 1980—1988 гг. и продолжающиеся санкции США. Но реальная причина лежит в инерции государственного контроля. 80% иранской экономики принадлежит государству (как установлено революционной конституцией, в статье 44), цены на основные товары — контролируются государством. Финансирование производства сырых материалов требует массированных субсидий, которые и «съедают» большую часть государственной прибыли от нефти (10% ВНП).
Субсидии вкупе с раздутыми гражданскими трудовыми ресурсами (в стране — свыше 2.000.000 государственных работников) выливаются в хронический бюджетный дефицит, оцененный в 5% ВВП в 1998—1999 гг. Более того, дефицит финансируется посредством печатания денег, что приводит к инфляции, которая достигла 24% в 1998— 1999 гг. и все еще растет. Инфляция и безработица останутся высокими, пока правительство не приобретет необходимые волю и авторитет для проведения структурных реформ, вопреки оппозиции и со стороны консервативно-революционного истеблишмента, и со стороны интересов крупных предпринимателей, порожденных революцией.
Либерализация трудового рынка является самой необходимой реформой. Существующее трудовое законодательство (введенное после 1979 года) сделало невыгодным для работодателей нанимать рабочих, которые получают обязательные премии и щедрые выходные пособия. Другой важной целью должны стать бонияды (благотворительные фонды). Освобожденные от налогов, бонияды и их назначаемые режимом директора обладают большими богатствами и огромной властью над основными видами промышленности. Другим источником фискального и экономического разлада являются полуофициальные торговцы (или базарисы), которые приносят около 10% ВВП и которые на пару с различными бюрократами обладают особыми привилегиями, такими как доступ к твердым валютам по особым обменным курсам.
Такие несоответствия должны быть заменены на инвестиции, как из репатриированного капитала, так и из зарубежных источников. Эти инвестиции должны быть привлечены за счет богатых естественных ресурсов страны. Но инвестиции невозможны без приватизации, на которую у действующего режима развилась идеологическая аллергия.
Застопорившийся на политических реформах президент Хатами должен сосредоточиться на экономическом обновлении страны, которое, если оно будет осуществлено, может оживить и его политическую программу.
P.S. Взгляды, выраженные в статье, являются точкой зрения автора и необязательно совпадают с мнением КИМО.