Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Полковника никто не хочет

21 марта, 2011 - 20:08

— Прежде всего, следует признать, что военная операция в Ливии направлена не на провозглашенную защиту мирного населения в контролируемых оппозицией регионах, а на устранение полковника Каддафи, чьи выходки за последних почти 42 года надоели абсолютно всем. Отсюда и такая пестрота коалиции. Возможно, ускорило ее создание и придало оперативности военным действиям заявление Каддафи 16 марта, когда он пообещал отомстить всем европейским «предателям», до недавнего времени сжимавшим его в объятиях, в первую очередь Франции, Британии и Италии. А именно, лишить их нефтяных сделок (инвестиции только одной Италии оценивают в 25 млрд. долл., а Канаде, ясное дело, тоже не хочется терять 275 млн. на строительство новой тюрьмы) и, как он угрожал ранее, впустить в Европу полчища африканских мигрантов. И это тоже не шутки: та же Италия как раз завернула обратно в Ливию паром с 1800 пассажирами, объяснив, что не может установить их настоящие намерения. Французский президент Саркози имел повод заволноваться после того, как сын Каддафи Сейф Аль-Ислам пообещал обнародовать банковские счета и переводы, осуществлявшиеся ливийским правительством в его предвыборную кампанию. После того как оказалось, что до недавнего времени министр иностранных дел Франции Мишель Альйо-Мари, предлагавшая уже свергнутому тунисскому президенту «полицейскую помощь» для подавления народного восстания, имела там семейный бизнес, такое уже не кажется черным пиаром.

Конечно, обеспокоило и заявление полковника, начавшего было быстро возвращать контроль над мятежными городами — и, согласитесь, не столько силой, сколько договоренностями с вождями местных племен и кланов, — о том, что он не станет менять систему власти, то есть и впредь будет сохраняться изобретенная им система прямой демократии — джамахирия. Чем оказал плохую услугу сыну и возможному наследнику, еще недавно любимцу и патрону западных корпораций Сейфу, обещавшему новую Конституцию и кучу реформ по расширению свобод.

Заинтересованность арабских стран в устранении Каддафи силами Запада тоже очевидна. «Ужасное дитя» с огромными финансовыми ресурсами и амбициями, которое будет вмешиваться во внутренние дела — не очень привлекательная перспектива. Отсюда готовность нескольких из них присоединиться к коалиции: то же Марокко хорошо помнит поддержку Каддафи сепаратистского движения в Западной Сахаре.

Москва выступает в своем стиле: сначала Медведев объявляет Каддафи «политическим трупом», потом Россия не блокирует в Совете Безопасности ООН резолюцию о бесполетной зоне, а затем сразу критикует начало боевых действий и ругает коалицию за невыборочность атак, приводящую к жертвам среди гражданских, которых вроде бы следует защищать от Каддафи.

Приговор Обамы («Каддафи должен уйти») и в то же время колебание и нежелание быть поводырем в коалиции тоже можно объяснить. Как утверждает в свежей статье известный неокон Девид Фрам, настоящий трубадур всех американских войн, администрация Обамы ужаснулась, когда разведка доложила, что большинство ливийцев, воюющих против американцев в Ираке, родом с мятежного востока, более того, уже вернулись домой... Сейчас США, как следует из заявлений Обамы, выбрали для Ливии иракский вариант 1990-х, когда Саддама Хусейна лишили управления северными регионами, населенными курдами и шиитами, — теперь Каддафи должен освободить все указанные ему районы на побережье, где и будет господствовать тот оппозиционный Национальный совет. Если так случится, что вместо него выскочит еще кто-нибудь, тем более совершенно нежелательный... ну, что ж, это уже будет головная боль французов...

И все же о «защите гражданского населения всеми мерами», о чем твердят коалицианты. Тезис об оправданном силовом вмешательстве в случае гуманитарных катастроф популярен уже лет 20, но, по признанию, сплошь запятнан двойными стандартами. Почему-то бесполетную зону никто не предлагал во время израильского нападения на палестинскую Газу в 2009-м, разглагольствует известный израильский музыкант Гилад Ацмон: «Потому что израильские бомбы кошерные?». Как раз в тот момент, когда коалиция решила запустить сотни «Томагавков» по ливийской территории, американский беспилотник на севере Пакистана за раз убил 50 жителей, включая детей. А всего с августа 2008 г., с тех пор как США принялись бомбить там талибов, число таких жертв достигло полутора тысяч. Правительство Пакистана — признанного союзника в ответ решило бойкотировать саммит по ситуации в Афганистане. В Йемене правительственная авиация бомбила повстанцев на севере. Как помним из депеш «Викиликс», президент этой страны Салех жалуется американскому генералу Петреусу, что вынужден врать, что это его авиация, а не американская, но очень боится, если мировая общественность обеспокоится количеством жертв... На расстрелы, по всеобщему признанию, продемократических демонстраций в тех же Йемене и Бахрейне, где базируется пятый американский флот, рецепт от госсекретаря Х. Клинтон: «Возвращение к нормальной жизни и мирный диалог». Каддафи о таком снисхождении нечего и мечтать.

Игорь СЛИСАРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ