Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Польское вето Москве

Варшава заблокировала соглашение ЕС с Россией
14 ноября, 2006 - 19:58

Польша, похоже, берет на себя инициативу в формировании внешней политики Евросоюза. Польский президент Лех Качинский с момента прихода к власти призывает Брюссель говорить единым голосом в отношениях со всеми столицами, включая Москву, а партнеров по ЕС — разработать общую энергетическую политику. При этом Варшава использует нестандартные подходы. Примером этого стало вето Польши на попытку Евросоюза начать переговоры по новому соглашению о партнерстве с Россией, которое должно охватывать сотрудничество между сторонами в сфере энергетики, торговли и прав человека.

Премьер-министр Польши Ярослав Качинский заявил, что Россия нарушает существующее соглашение о партнерстве и сотрудничества между ЕС и Россией, запрещая импорт польского мяса и растительной продукции. Польский премьер выразил надежду, что страны — члены ЕС проявят солидарность с Польшей в ее отношениях с Россией. Неизвестно, подействовал ли его призыв, но на переговорах в Брюсселе министрам иностранных дел Евросоюза пока не удалось согласовать деталей соглашения по энергетике, торговле и правам человека до саммита ЕС с участием президента России Владимира Путина, запланированного на 24 ноября. Характер отношений ЕС с Россией должен быть прописан в специальном рамочном соглашении, которое придет на смену действующему соглашению о партнерстве и сотрудничестве ЕС — РФ, подписанному в июне 1994 года (вступило в силу в декабре 1997 года сроком на 10 лет).

В Брюсселе Польша еще раз подтвердила свою позицию. Варшава настаивает на том, что прежде чем переговоры будут начаты, Россия должна ратифицировать Энергетическую хартию, а также снять ограничения на импорт продовольствия из Польши.

«Мы не хотим отступать... пока не получим ясного политического сигнала из России», — сказала журналистам министр иностранных дел Польши Анна Фотыга после встречи в Брюсселе. Фотыга не объяснила, что именно Польша расценила бы как «ясный политический сигнал». Она, однако, отметила, что испытывает «осторожный оптимизм» в отношении шансов выйти из тупика.

Со своей стороны, комиссар ЕС по вопросам внешних сношений Бенита Ферреро-Вальднер выразила надежду, что главы внешнеполитических ведомств выработают общую позицию до саммита ЕС — Россия. По ее словам, даже если этого не произойдет, встреча в верхах, «естественно, состоится».

В России считают, что Польша создала ЕС проблему, заблокировав мандат на начало переговоров между Евросоюзом и Россией о разработке и подписании нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Об этом, в частности, заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов. «Здесь (в ЕС) действительно требуется консенсус, который был заблокирован Польшей. Но не могу сказать, что это стало большим сюрпризом», — цитирует Интерфакс слова российского постпреда. Он также отметил, что российская сторона предупреждала партнеров в Евросоюзе относительно тех трудностей, с которыми может быть сопряжено то расширение Евросоюза, которое произошло два года назад. «Что касается нынешней ситуации, то, разумеется, отсутствие консенсуса на данном витке означает, что, очевидно, страны Евросоюза и Еврокомиссия будут продолжать работу с польской стороной по преодолению возникшего тупика», — сказал он.

Что касается запрета на экспорт польского мяса в Россию, то российская сторона дает стандартный ответ. По сообщению российских СМИ, «Россельхознадзор» заявил, что импорт будет разрешен только тогда, когда ветслужба Польши «наведет порядок в системе контроля за продукцией».

Какой бы странной ни выглядела нынешняя ситуация с польским вето, нельзя не отметить, что руководство Польши действительно подымает проблемы, которые стоят перед ЕС. Это возрастающая энергозависимость от России. В настоящее время на долю России приходится около четверти всей нефти и газа, потребляемых в Европе. Специалисты отмечают, что в будущем этот показатель будет расти.

Евросоюз уже давно пытается добиться от России подписания Международной энергетической хартии, однако Москва отказывается это сделать. В основном возражения России касаются положений договора, имеющих отношение к доступу иностранных компаний на энергетический рынок. Министры иностранных дел ЕС внесли многие из принципов Энергетической хартии в соглашение о партнерстве, которое планируется подписать с Россией. Документ, предусматривающий отсутствие дискриминации по отношению к членам ЕС со стороны Москвы, должен положить основу долговременному экономическому партнерству между сторонами.

Некоторые эксперты упоминают и такой угрожающий аспект, как использование Россией энергетического оружия в качестве шантажа. Похоже, что эта тенденция только усилится. В опубликованном международной консалтинговой фирмой Control Risks прогнозе на 2007 год предполагается, что Москва будет придерживаться курса на госконтроль над природными ресурсами, превращая энергетику в «эффективное политическое оружие». Частичным подтверждением такой угрозы является сообщение Financial Times о возможности создания газового картеля со стороны России похожего на ОПЕК. Британское издание, не называя источников, сообщило, что послы НАТО получили конфиденциальное исследование, в котором говорится о возможных планах создания газового картеля Россией с участием Ливии, Алжира, Катара и стран Центральной Азии, а также, возможно, Ирана.

КОММЕНТАРИИ

Якуб БОРАТЫНСКИ , Фонд имени Стефана Батория, Польша:

— Позиция Польши состоит в том, что ратификация Россией Энергетической хартии должна стать главным условием начала переговоров о новом договоре ЕС с Россией. Я не могу точно сказать при каких условиях или при достижении какого именно прогресса Польша может изменить свою позицию.

Одним из таких условий может быть отмена Россией запрета на импорт польского мяса. В юридическом смысле, конечно, Польша может заблокировать такие переговоры. В политическом — самое важное, чтобы другие страны ЕС чувствовали, что в Польше крупные проблемы и что есть конструктивный подход. Конечно, проблема польского мяса может у некоторых стран рассматриваться как не очень серьезная. Но со стороны польского правительства она может быть проявлением отсутствия хорошей политической воли со стороны России. Потому что совсем странно, когда идет большой экспорт польского мяса в другие страны внутри ЕС, где функционируют очень строгие стандарты по санитарным нормам. И это является серьезным аргументом в польскую сторону.

Я думаю, что ситуация очень сложная. Но существует шанс какого-то договора или компромисса. Но я не думаю, чтобы Россия была готова к тому, чтобы достижение такого договора рассматривалось как ее капитуляция. Сейчас можно сказать, что внешняя политика России является в некотором смысле очень традиционной. Ей очень важен престиж в традиционном понимании. Поэтому я не думаю, что в этом вопросе может быть простой обмен. Не думаю, что они сразу объявят о снятии квотирования польского экспорта. Я как польский гражданин и эксперт, надеюсь, что будет найдет какой-то компромисс, и через некоторое время переговоры между ЕС и Россией можно будет начинать.

Польская позиция находит большее понимание среди других стран нашего региона. Существует поддержка Польши среди некоторых старых членов ЕС. Даже Еврокомиссия стала принимать определенные меры, чтобы найти какое- то решение конфликта по поводу мяса.

Некоторые страны — члены ЕС могут оценивать польскую позицию как неконструктивную. Но в юридическом смысле должно быть согласие всех стран — членов Евросоюза.

Я не знаю, есть ли у польского правительства хороший сценарий переговоров. Я бы сказал, что можно играть твердо, но надо найти выход из ситуации. Поэтому я на сегодняшний день сказать не могу, будет ли эта стратегия хорошей. Но, если такая стратегия означает блокирование переговоров в долгосрочной перспективе, то это не будет хорошим шагом со стороны Польши.

Аркадий МОШЕС , эксперт Финского института международных отношений:

— Безусловно, полной поддержки позиция Польши не получит. Она ее не получит по той причине, что налаживание конструктивных отношений в сфере энергетики является приоритетом большей части Европейского Союза. И главное, потому что в ЕС очень не любят ультиматумов. Это случается. Но это все-таки очень редкое исключение. Следует учитывать то, что нынешнее польское руководство не смогло наладить отношений с крупнейшими ведущими странами ЕС, в особенности с Германией. Поэтому нынешний демарш наслаивается на в общем достаточно негативное и непростое восприятие польского поведения. А это начиналось еще в период переговоров по конституции ЕС с настаиванием на сохранении всех тех позиций, которые Варшава получила по Договору в Ницце. Это продолжение старых тенденций и поэтому оба основных фактора говорят не в пользу того, что польская позиция получит поддержку.

Что касается ратификации Россией Хартии или включение ее составляющих в будущий договор? Москва однозначно заявила, что ратификация Хартии в ее нынешнем состоянии не отвечает интересам России. Я думаю, что на попытках принудить Россию к ратификации в нынешней ситуации можно поставить крест. Можно пытаться давить, но ответ будет однозначно негативным, каковым он является на сегодняшний момент. Абсолютно не факт, что удастся включить положения Хартии о свободном доступе к транзиту в положения нового договора. Здесь речь идет о том, что перспектива нового договора в том виде, в котором он сейчас задумывается, в любом случае не радужная. Потому что уступок с российской стороны по этому вопросу сейчас ожидать нереально. Но с другой стороны, ЕС следовало бы привести свой дом в порядок, разработать наконец единую энергетическую политику и двигаться в направлении создания единого энергетического рынка, который на сегодняшний момент отсутствует. Если бы такой единый рынок существовал и, скажем, та же Польша могла закупать газ после его поставки Германии любыми другими поставщиками. Этой проблемы как проблемы безопасности просто не существовало бы.

В сегодняшней ситуации, после расширения, объективно поиск единой позиции в Европе затруднился и ее превращение в единого способного внешнеполитического игрока ставится под большое сомнение. Здесь равновероятно то, что Европа может переболеть и преодолеть свои нынешние проблемы и в перспективе научится согласовывать свою внешнюю политику, так и то, что будет идти возвратное движение ЕС к экономическому и таможенному союзу с очень ограниченными полицейскими функциями.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ