Завтра в Ялте начинается двухдневный саммит ГУУАМ — объединение, в которое входят Украина, Грузия, Азербайджан, Молдова и Узбекистан. Последний, впрочем, приостановил свое участие в мероприятиях организации. Так сложилось, что саммитам ГУУАМ часто не везет. В прошлом году встреча по меньшей мере дважды переносилась. А в этом году саммит организации, очевидно, будет проходить без участия одного из членов — Узбекистана. Все это только порождает лишние слухи и предположения о неэффективности ГУУАМ и даже о его скорой смерти. Министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко в интервью «Дню» выразил убежденность, что Ялтинский саммит сможет доказать функциональную жизнеспособность ГУУАМ. Интересно, что «гууамовцы» решили поставить крест на своей обособленности от многих процессов. В частности, украинский министр отметил тот нюанс, что во время саммита будет подписан документ в области безопасности (о чем еще год назад даже не могло быть и речи). Намекнул Анатолий Зленко и на то, что ГУУАМ может пополниться новыми членами.
— В последнее время существенно активизировались интеграционные процессы на просторах теперешнего Содружества Независимых Государств. Речь идет, прежде всего, о создании Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЕС), организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Не выглядит ли активизация ГУУАМ на фоне этих процессов несколько конъюнктурной данью моде, или, возможно, попыткой что- то противопоставить мощной интеграционной силе, исходящей, прежде всего, от России?
— Все перечисленные вами структуры значительно младше организации ГУУАМ, которая в этом году будет отмечать пять лет со дня своего основания. Учитывая это, речь идет, я бы сказал, о вполне автономных процессах, участники которых выбирают для себя те формы интеграции, которые отвечают их национальным интересам. Сегодня происходит трансформация политической воли стран-членов ГУУАМ во вполне конкретные формы взаимодействия и взаимовыгодные проекты. И это, на мой взгляд, очень важно. То, что в течение последнего года было мало слышно о ГУУАМ, объясняется недостатком доступной для широкой общественности информации. Этот информационный вакуум должен исправить Информационный офис ГУУАМ, на днях открытый в Киеве. Думаю, что ГУУАМ имеет все шансы стать самобытной организацией европейского типа с высоким уровнем взаимной помощи и ответственности. Каждое из государств-членов ГУУАМ должно ощутить пользу от своего участия в работе этой организации. С другой стороны, мы стремимся к тому, чтобы пользу от деятельности ГУУАМ ощутили и наши партнеры в Европе. Когда я говорю о пользе, то имею в виду вклад в стабильность и безопасность, в том числе энергетическую, на европейском континенте.
— По-видимому, эту пользу еще не ощутил один из членов ГУУАМ — Узбекистан, который заявил о своем выходе из организации?
— Узбекистан официально не выходил из ГУУАМ. Как отмечалось в последнем письме президента Узбекистана, Ташкент только «на данном этапе приостановил свое участие» в мероприятиях организации. Мы относимся к этому спокойно, поскольку главными принципами деятельности ГУУАМ остаются добрая воля и интерес. Характер организации открытый, а поэтому мы уважаем неотъемлемое суверенное право каждого государства строить свою политику согласно собственным национальным интересам. Кстати, недавно я имел телефонный разговор по этому поводу с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым. Однако, если бы Узбекистан четко заявил о своем решении ограничить участие в деятельности ГУУАМ хотя бы год назад, то мы бы этот год не потеряли. А так… Не проведен запланированный Экономический форум в Ташкенте, из-за проволочек узбекской стороны у нас были проблемы с согласованием многосторонних документов. Вместе с тем, по моим наблюдениям, позиция Узбекистана невольно придала импульс консолидации стран- членов ГУУАМ и активизации деятельности организации. Мы продолжаем рассматривать Узбекистан как члена ГУУАМ, который временно не принимает активного участия в деятельности нашей организации.
— Все-таки, как правильно: ГУУАМ или ГУАМ?
— Я не исключаю, что мелодики этому названию уже в ближайшем будущем смогут добавить одна, или несколько букв…
— ГУУАМ — несколько необычное название для международной организации. Вынашиваются ли планы по ее переименованию?
— Лично я считаю эту идею дельной. Менять название организации в зависимости от ее расширения или сужения действительно неудобно. Поскольку сейчас ГУУАМ выходит на новый этап своего существования, то может и следовало бы подумать над переименованием. Тем более, момент для этого довольно удачен. Мне бы импонировало название Черноморско-Каспийская Инициатива. На мой взгляд, оно довольно четко отражает суть и амбиции этой организации. Однако, в принципе, как вы понимаете, дело не в названии. Значительно более важно содержание и эффективность деятельности этой структуры.
— В чем будет заключаться особенность нынешней Ялтинской встречи на высшем уровне? Будет ли это очередной саммит «для галочки» или, возможно, ГУУАМ готовит сюрприз?
— Нынешняя встреча на высшем уровне, которая пройдет 19— 20 июля, будет существенно отличаться от предыдущих саммитов. Отличие это заключается, прежде всего, в том, что в Ялте планируется рассмотреть пакет из девяти (!) документов. Этот задел позволит начать целеустремленную, а главное, юридически подкрепленную работу сразу на нескольких направлениях. С другой стороны, для нас важно даже не столько количество документов, которые выносятся на встречу на высшем уровне, сколько то, что мы в них закладываем. Скажем, Декларация о совместных усилиях, направленных на обеспечение стабильности и безопасности в регионе и Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и другими опасными видами преступлений — это четкие и недвусмысленные ответы организации на современные вызовы и угрозы, особенно в контексте прошлогодних событий 11 сентября. Очевидно, в результате проведения саммита будет существенно усилено экономическое измерение сотрудничества в рамках организации. Этому призваны содействовать Соглашение о зоне свободной торговли ГУУАМ и создание Делового совета. В то время как происходит фактический провал зоны свободной торговли в рамках СНГ, мы хотим ввести режим свободной торговли хотя бы между странами-членами нашей организации. Возможно, это, в свою очередь, будет стимулировать процесс либерализации торговых отношений между другими государствами на всем постсоветском пространстве. Еще одной особенностью саммита будет то, что он положит начало сотрудничеству стран-членов ГУУАМ в таких важных сферах, как парламентская и гуманитарная. Первым шагом на гуманитарном направлении станет подписание Протокола о сотрудничестве в сфере культуры на 2002— 2005 годы. На этом саммите мы также планируем завершить процедуру становления ГУУАМ как полноценной региональной организации. Правовую базу ГУУАМ должны укрепить Положение о Совете министров иностранных дел, Решение о статусе наблюдателя в ГУУАМ, а также Временное положение о Информационном офисе. И наконец, последней определяющей чертой нынешней Ялтинской встречи на высшем уровне станет участие в ней зарубежных гостей. Мы планируем, что в Ялту прибудет около пятнадцати иностранных делегаций. Среди гостей саммита ожидаются руководители авторитетных международных и региональных организаций, представители ведущих стран мира, наших соседей. Обобщая, хотел бы подчеркнуть, что нынешний саммит ГУУАМ призван содействовать дальнейшей институционализации нашей организации, созданию договорно- правовой базы сотрудничества стран, входящих в ее состав, а также наполнению деятельности ГУУАМ максимально конкретным содержанием.
— Какую реакцию Российской Федерации на саммит вы прогнозируете?
— Я думаю, что реакция должна быть вполне нормальной. Кстати, мы пригласили Российскую Федерацию к участию в саммите в качестве гостя. По предварительной информации, российская сторона будет представлена в Ялте Послом в Украине Виктором Черномырдиным.
— Вы упомянули политическое, экономическое, гуманитарное измерения сотрудничества как определяющие специфику взаимодействия в рамках организации. Однако вы меньше говорите о измерении безопасности…
— Я сознательно не отмечаю его, потому что до последнего времени измерения сотрудничества в области безопасности в ГУУАМ практически не существовало. Однако прошлогодняя трагедия в Соединенных Штатах Америки заставила нас пересмотреть формат нашего взаимодействия, дополнив его консолидированным сотрудничеством в сфере безопасности. Поэтому Украина не случайно инициировала заключение в рамках ГУУАМ Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и другими опасными видами преступлений. Придавая особое значение вопросу борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, а также, учитывая опасность использования этих средств для финансирования террористической деятельности, сегодня мы изучаем возможность создания региональной группы FATF-ГУУАМ. Члены организации заинтересованы также в безопасном функционировании транспортного коридора Европа—Кавказ—Азия, в частности, Евразийского нефтетранспортного коридора, над созданием которого мы сегодня совместно работаем. Иными словами, страны ГУУАМ серьезно настроены на то, чтобы создать надежный пояс безопасности между Европой, Кавказом и Азией, который пройдет по их территориям. Этот пояс должен содействовать обеспечению, прежде всего, экономических и энергетических интересов государств-членов ГУУАМ.
— Можно ли, перефразируя классика, сделать из ваших слов вывод, что «слухи о смерти ГУУАМ значительно преувеличены»?
— Выводы следует делать не из моих слов, а анализируя эффективность деятельности ГУУАМ. Оснований для позитивных оценок ждать придется недолго. Надеюсь, что все сомнения развеет саммит, который в конце этой недели пройдет в Ялте. Предлагаю дождаться его завершения и тогда продолжить наш разговор о ГУУАМ.