— После окончания «холодной войны» возникли новые стратегические альянсы. Ядерные технологии стали служить «разменной монетой» в стратегических, политических, экологических торгах. Ни одна страна в мире не показала такого самоограничения, которое продемонстрировала Индия в течение почти четверти века после ядерного испытания в Бахроше в 1971 г. И это несмотря на то, что Индия находится в ситуации, не имеющей аналогов в мире: с двумя ядерными державами в самом непосредственном и недружественном окружении. Никто нас не рассматривал как субъект, имеющий собственный интерес. Индия не может принять полуколониальный и второстепенный статус нации, чьи принципы безопасности определяются другими. Проведя ядерные испытания, Индия только выявила существующие ядерные реалии, до сих пор игнорируемые. И заявила об эволюции универсальной парадигмы ядерной безопасности для всего земного шара. Проведя испытания, Индия не только объявила мораторий на дальнейшие испытания, но и заявила о готовности превратить его в международное юридическое обязательство. И с таким предложением обратились к нескольким странам, в частности, к Пакистану. Наша страна заявила, что никогда не применит ядерное оружие. Испытания — предупредительная мера. Индия к тому же объявила о своем присоединении к конвенции по химическому оружию, по приверженности к неприменению и строгому усилению мер контроля над экспортом ядерных, ракетных, химических, биологических технологий, используемых при разработке вооружений.
Но у Индии не было альтернативы. Мы никак не нарушили международное право, но были вынуждены поставить вопрос об изменении системы ядерной безопасности в мире — безопасности для всех.
— Позначилось ли это на отношениях Индии с другими странами?
Мировое сообщество должно быть озабочено не Индией, а теми странами, которые имеют по 20 тысяч боеголовок и продолжают заниматься более крупными разработками в этой области. Об этом еще раз напомнила Индия, хотя испытания носили исключительно оборонительный характер. Многие наши партнеры это понимают и изменений в международных отношениях не произошло. В том числе и в отношениях с Украиной.
— В чем особенности отношений Украины и Индии?
— Очень важно то, что Украина имеет уникально удобные в геополитическом отношении экономические и политические позиции. Обладает щедрой землей, полезными ископаемыми, природными ресурсами и минеральными удобрениями... У вас налаженное сельское хозяйство. Значительный научно-технический, производственный потенциал — это великое достояние, богатство Украины. Что касается людей, то это высокообразованные, квалифицированные, профессиональные, интеллигентные люди. То есть по числу профессиональных рабочих, инженеров, ученых Украина несомненно стоит в ряду ведущих западных держав.
Сейчас вы переживаете переходный период и, безусловно, сталкиваетесь с большими трудностями. Но я вижу ваше будущее ярким и светлым. 30 лет назад Индия тоже переживала переходный период, и было очень сложно, а сегодня весь мир говорит об экономическом чуде Индии.
— Сейчас, по данным агентства Рейтер, 40 процентов населения Индии живут за чертой бедности, во многих сельских районах отсутствует питьевая вода, используется детский труд...
— За столь небольшой срок в столь огромной стране невозможно решить все проблемы. Эти проблемы, перечисленные вами, — приоритетные и обязательно будут разрешены. И нежелание отвлекать финансовые средства от мирного строительства на гонку вооружений — также естественно для Индии.
И напоследок. Ваш Киев — восхитительный зеленый город с чудесными улицами. Очень красив Днепр. Но самое прекрасное — это люди. Я нашел, что украинцы, так же как и индусы, — мыслители, философы, очень дружелюбные и гостеприимные люди, подчас очень эмоциональные, что, в принципе, и объединяет, роднит нас.