Индия — одна из самых влиятельных стран Азии, и ее влияние продолжает расти. Это связано не только с многочисленным населением и серьезным экономическим потенциалом, но и с технологическими прорывами на ключевых направлениях — достаточно вспомнить создание собственного ядерного оружия и суперкомпьютеров, способных моделировать ядерные взрывы. И хотя эти шаги довольно неоднозначно воспринимаются мировым сообществом, очевидным является то, что Индия в XXI веке станет одним из наиболее мощных рынков и мировых центров влияния. О сегодняшнем дне страны с корреспондентами «Дня» разговаривает посол Индии в стране Видья Бушан Сони.
— Господин посол, летом средства массовой информации сообщили, что население Индии переступило черту одного миллиарда. Не стоит ли ваша страна перед угрозой перенаселения? И не внедряется ли жесткое регулирование прироста населения, как это мы видели, например, в Китае?
— Хотя агентства ООН и утверждают, что население Индии уже достигло отметки в один миллиард, однако наши агентства считают, что эта цифра ожидается приблизительно в мае следующего года. Но когда бы это ни произошло, факт заключается в том, что наша страна — перенаселена, и мы хотели бы контролировать рост населения. Такая политика проводится последовательно и успешно — нам удалось довести ежегодный прирост населения приблизительно до 1,8 процента. Но и эта цифра очень велика: она означает, что население каждый год увеличивается на 1—1,8 миллиона.
Несмотря на такое большое население, страна полностью обеспечивает себя продуктами питания — о том, чтобы люди умирали от голода, вообще речь не идет. Мы даже экспортируем сельхозпродукцию. Сейчас все меры прежде всего направлены на улучшение качества жизни индийцев. И нам это удается — темпы экономического роста в течение последних восьми лет составляли 7 процентов.
— Экономический рост позволил Индии стать ядерным государством, но Договор о нераспространении ядерного оружия вашей страной до сих пор не подписан. Какими вы видите будущие отношения Индии с другими ядерными государствами и с движением за безъядерный мир?
— Индия всегда была мирной страной и всегда проводила курс на разоружение. Когда мы говорим о полном разоружении, то считаем, что тут не должно быть никаких ограничений, никакого деления на государства ядерные и безъядерные. Нераспространение ядерного оружия — только первый шаг в этом направлении. По нашему мнению, Договор о нераспространении ядерного оружия разделяет мир на владеющих им и не владеющих, а следовательно, они имеют разные права. Такой дискриминации не должно быть. Проблема заключается в том, что сейчас в мире речь вообще не идет о полном разоружении. Мы также видим, что в нашем регионе происходит вооружение, и потому вынуждены принимать меры ради безопасности нашего государства. В таких условиях мы прибегли к ядерным испытаниям, но в то же время не имели никакого намерения создавать угрозу другим странам. Мы не первая страна, которая провела ядерные испытания, и мы не имеем желания первыми применять ядерное оружие. Кроме того, мы не пытались воровать технологии, а использовали и проверяли то, что создано индийскими специалистами.
— В мире много локальных «горячих» точек, которые потенциально грозят перерасти в большие конфликты, особенно на границах многоэтничных и многоконфессионных. Такие точки есть и в Индии — штат Пенджаб, штат Джамму и Кашмир, где сохраняется напряженная ситуация. Каким вы видите выход из них?
— Вопрос довольно сложный, поскольку он связан с проблемами, существующими во всем мире и порожденными этническими, религиозными, культурными различиями народов. Что касается двух упомянутых вами «горячих» точек Индии, то ситуация в штате Джамму и Кашмир и в штате Пенджаб очень отличаются. Пенджаб — это штат, которому угрожал и до сих пор угрожает террор, который проводят специально подготовленные люди из-за границы. Было время, когда он чувствовался особенно сильно. Даже отчеты независимых агентств свидетельствовали о том, что есть люди, которые целенаправленно вкладывали в это деньги, проводили подготовку и обучение террористов, однако эти усилия были обречены на провал. Ныне ситуация в штате Пенджаб нормализовалась. Если там и случаются проявления терроризма, то их не больше, чем в других штатах.
А вот в штате Джамму и Кашмир сегодня имеются проблемы. Причины их заложены в истории. Когда Индия завоевала независимость, все штаты получили право присоединиться или к Индийскому Союзу, или к Пакистану, и они так и сделали. Вообще Индия делится на штаты не по религиозному признаку, но в данном случае этот фактор имел решающую роль. Однако следует помнить, что штат Джамму и Кашмир имеет три сектора. Первый — это мусульмане, составляющие большинство жителей Кашмира. Еще две группы населения исповедуют буддизм и индуизм. И хотя Пакистан утверждает, что по религиозному признаку этот штат должен принадлежать ему, поскольку большинство исповедует ислам, однако один только этот признак нельзя брать за основу, потому что Индия является светским государством, где религия является личным делом каждого.
— Как бы вы прокомментировали итоги недавних парламентских выборов, состоявшихся недавно в вашей стране?
— Это были тринадцатые выборы за 50 лет и третьи за последние 3 года. Процедура проведения выборов — дорогое мероприятие. 600 миллионов граждан Индии могут голосовать и 380 — проголосовали. Индийцы не обращались за помощью к иностранным наблюдателям, и я горд тем, что выборы прошли «чисто».
— Последние выборы отличались повышением активности региональных партий в стране. Именно они и определили результат выборов?
— Да, политическая зрелость регионов является следствием последовательно проводимых социально- экономических программ. В регионах значительно выросло количество школ, газет и журналов на различных языках регионов великой Индии. И сегодня эти более 30 партий, примыкающих к ведущим БДП и Индийской партии конгресса, определяют политическое лицо Индии. И именно это говорит о развитии демократии в Индии и отражает процессы либерализации в стране. Сложившийся Национальный демократический альянс, состоящий из партии БДП (Бхарат Джаната Парти — Индийская народная партия)и примкнувших других партий, отражает больший спектр различных взглядов и симпатий. Принятые им проекты будут отвечать интересам большего количества избирателей.
— Но для Индии более традиционна однопартийная система распределения власти. Альянс в парламенте — это что-то новое?
— Да, традиционно лидер пришедшей к власти партии, после принятия присяги, формировал кабинет министров из представителей своей партии в парламенте. Что же касается вопросов внешней политики, то и БДП и остальные политические партии — едины.
— 12 октября в Пакистане произошел военный переворот, индийская армия была приведена в полную боевую готовность. Изменится ли что-либо в индийской позиции в отношениях с Пакистаном в связи с этим?
— Конечно мы хотим только мира со страной, с которой нас объединяет общий язык, культура, ментальность. Нам не нужны переводчики — мы хорошо понимаем друг друга: в Индии проживает второе по численности мусульманское население в мире.
Но сегодняшние события в Пакистане — внутреннее дело Пакистана. За последние 50 лет независимости — это четвертый переворот. Но Индия последовательно продолжает продвигаться к сближению и мирному сосуществованию наших стран, с тем, чтобы третье тысячелетие принесло всем — и Великой Индии — прогресс и процветание.