Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Повстанческие волны в Ливии

Игорь СЕМИВОЛОС: Режим Каддафи истощается не так быстро, как того хотели повстанцы...
9 августа, 2011 - 19:54

Глава правящего органа ливийских повстанцев — Национального переходного совета — Мустафа Абдель Джалиль позавчера отправил в отставку исполнительный комитет совета, который выполняет обязанности кабинета министров. По словам представителя совета, это решение было принято в ответ на убийство в июле этого года командующего силами повстанцев генерала Абделя Фатаха Юниса. Премьер-министру Национального переходного совета (НПС) Махмуду Джабрилю поручено набрать новый кабинет министров.

В интервью «Аль-Джазира» представитель НПС Абдель Хафиз Гхога заявил о «недостатках», выявленных в деятельности некоторых членов правительства при расследовании этого убийства. Тем временем член НПС Фатхи Турбель сказал Associated Press, что перестановки в совете необходимы в связи с выявлением некомпетентности в деятельности военных, силовиков и медиа после смерти генерала Юниса.

Убийство генерала Юниса привело к разногласиям в рядах повстанцев. Оно также вызвало беспокойство среди сторонников повстанцев — и в самой Ливии, и за рубежом — и вселило в них сомнения в том, что они смогут надежно управлять страной, даже если им удастся одержать победу над силами, верными Муаммару Каддафи.

Руководитель пресс-службы НПС Шамсиддин Абдулмала заявил, что перестановка правительства является признаком «взросления революции и ответственности людей». «Это здоровый совет, который сохраняет самые высокие полномочия», — подчеркнул он.

Напомним, генерал Юнис, бывший министром внутренних дел в правительстве Муаммара Каддафи, перешел на сторону повстанцев в феврале этого года. До этого он верно служил властям в Триполи с тех пор, как полковник Каддафи пришел к власти в результате переворота в 1969 году.

Обстоятельства гибели генерала Юниса остаются неизвестными. 28 июля его частично сожженное тело было найдено на окраине Бенгази. Незадолго до этого один из ведущих членов Национального совета Али Эссави подписал ордер на его арест. Члены племени Юниса требуют тщательного расследования обстоятельств его гибели.

Некоторые из сторонников генерала Юниса обвиняют в его гибели исламистскую группировку, поддерживающую повстанцев. Другие уверены, что он был убит сторонниками полковника Каддафи.

***

«День» попросил прокомментировать ситуацию относительно роспуска повстанческого правительства Ливии исполнительного директора Центра ближневосточных исследований Игоря СЕМИВОЛОСА.

— С самого начала создания Переходный совет был весьма загадочным, не давал никаких комментариев. Он практически узурпировал все контакты с «Аль-Джазира». Разумеется, когда затягивается дело, когда видно, что сил не хватает для того, чтобы окончательно решить вопрос — победить, то ясно, что уже внутри революционных сил нарастает недовольство. Достаточно свободно действует криминалитет. То есть возникает много вещей, оказывающих давление на этот Переходный совет. Кто-то должен отвечать за то, что не удается все сделать. Очевидно, вокруг этого может возникнуть и раскол, и какое-то недовольство. И тем больше разногласий, чем больше возникает внутри противоречий.

В целом можно сказать, что потенциала для восстания по всей Ливии маловато. Я не вижу оснований считать, что это произойдет в ближайшее время. Не стоит рассчитывать, что повстанцы в ближайшее время войдут в Триполи или получат поддержку сил, лояльных к Каддафи. Потенциально, возможно, какая-то часть населения склоняется к повстанцам. Но не думаю, что при нынешних условиях они будут готовы к активным действиям. Это, скорее, будет тактика ожидания. Люди будут ориентироваться на то, кто в конечном счете победит. Не стоит также ожидать каких-то новых путей восстания.

А если посмотреть на все это с какой-то перспективы, то, скорее, можно говорить о том, что через какое-то время повстанцам все-таки удастся завоевать Триполи. Ясно, что режим Каддафи истощается не так быстро, как того хотели повстанцы и западная коалиция. С другой стороны, на протяжении этой истории накапливаются противоречия среди повстанческого движения, где по-разному видят будущее страны.

— Означает ли это, что Каддафи из-за разногласий в лагере повстанцев сможет вернуть контроль над всей страной?

— Нет, конечно, не вернет. Там уже создается свое представление о справедливости и управлении. И оно совершенно отличается от управления Каддафи. Но и управление в Бенгази не воспринимается в Триполи. В целом нужно сказать, что как в любой войне, здесь тоже существует элемент неуверенности. Если, скажем, в начале войны, когда была повстанческая волна, тогда очень легко брали города. Потом частично эти города отбывались, и в некоторых городах, приближенных к месту рождения Каддафи, даже происходила мобилизация местных против повстанцев. Следующая повстанческая волна уже не будет такой молниеносной, и местное население будет более настороженно реагировать на повстанцев, возможно, даже частично оказывать сопротивление. Эти волны порождают напряжение внутри Ливии. С каждой волной все труднее и труднее продвигаться той или иной стороне. Такова природа гражданских войн. Это напоминает действие магнита, который приводит к тому, что все меньше и меньше людей остаются нейтральными. Они вынуждены выбирать ту или иную сторону. И это создает дополнительные проблемы тогда, когда речь будет идти о примирении.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ