Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пожизненные агрономы

6 августа, 2008 - 17:45

Беларусь примет дополнительные меры по закреплению специалистов на селе. Об этом заявил на днях белорусский президент, принимая отчет руководства Брестского облисполкома о ходе выполнения Государственной программы возрождения и развития села на 2005— 2010 годы.

Александр Лукашенко отметил, что сегодня складывается непростая ситуация с кадровым обеспечением села аграриями, медиками и работниками других специальностей (по оценкам независимых экспертов, дефицит кадров здесь уже исчисляется десятками тысяч). По словам президента, выпускники сельскохозяйственных вузов, обучавшиеся по целевому направлению, «приезжают по распределению вовсе не работать, а отработать определенное время». «Поступил в вуз — знал, куда шел. И просто отработать и куда-то уйти не будет позволено. Мы это юридически закрепим»,— сказал глава государства.

Он подчеркнул, что отныне молодой специалист, направленный по распределению, без разрешения председателя районного или областного облисполкома не сможет перейти на другое место работы. Правда, при этом власти теперь будут думать, «как это реализовать, чтобы не наломать дров», а также создавать нормальные условия для жизни.

Член-корреспондент Национальной академии наук РБ Иван Никитченко недавно встречался со студентами одного из ведущих аграрных вузов страны — Белорусской государственной сельскохозяйственной академии в Горках Могилевской области: «Насколько я понял из бесед с ребятами, работать исключительно по специальности хотят будущие экономисты, бухгалтера, а непосредственно работники аграрного сектора завтрашнего дня находятся в глубоких раздумьях. Привязывать их насильственно к земле бессмысленно. По признанию самих студентов, однозначно не сбегут только из крепких, богатых хозяйств. А планируемое фактически крепостное право... Давайте сразу паспорта отбирать у всех выпускников вузов, чтобы они работали исключительно по своему профилю! Тогда вообще решим проблему наличия молодых специалистов во всех отраслях народного хозяйства. По большому счету, все это, мягко говоря, неэффективно. Не те времена. Это в Советском Союзе после определенной записи в трудовой книжке тебя могли не взять на какую-то другую работу. Теперь это невозможно в принципе».

Кстати, Горецкая академия — единственная из всех вузов Республики Беларусь прошла аттестацию и лицензирование Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования РФ. Так что теперь для россиян и рекламировать не надо белорусских специалистов-аграрников.

Студент IV курса Горецкой сельхозакадемии Николай М., будущий агроном по специальности, признался, что вопрос грядущего трудоустройства его очень сильно волнует: «У нас не так много хороших хозяйств, которые могут молодым специалистам предложить сразу и жилье, и хорошую зарплату. Поэтому у меня планы простые. Если повезет, и попаду на крепкий агрокомбинат, то буду пускать корни тут, в Беларуси. А если предложат ехать в полудобитое бесперспективное хозяйство, то придется рассматривать все варианты. В том числе, и работу за границей. В России или в Украине».

И действительно не мало выпускников сельхозвузов Беларуси направляются, в первую очередь, в Россию, на плодящиеся, как грибы после дождя, крупные аграрные комплексы. Зарплаты высококвалифицированных специалистов там доходят до $5 тыс., что в два с половиной раза выше зарплат белорусских министров! А зарплата на селе в $200—300 в абсолютном большинстве сельскохозяйственных производств Беларуси считается очень даже приличной. Белорусские специалисты агросектора последние годы стали уезжать и в Украину, где им зачастую предлагают более выгодные условия труда и проживания.

Где же выход? Иван Никитченко считает, что для начала нужно создать нормальные условия для выпускников сельскохозяйственных вузов страны, а уж потом принимать радикальные решения в системе обеспечения кадрами аграрного сектора страны: «Возрождение белорусского села возможно только на добровольной основе, подкрепленной реальным механизмом стимулирования — недорогими кредитами на жилье, клубами, учреждениями общепита, детскими садиками, приличными дорогами. А самое главное — введением механизма собственности на землю и ставкой на мелкие и крупные фермерские хозяйства».

В свое время я был в США. Там один молодой парень после окончания одного вуза захотел учиться уже в другом вузе, на ветеринарном отделении. Я спросил у него: почему! Тот ответил, что на соседней ферме его сверстник приобрел специальность ветеринара, и дела там сразу пошли лучше. Вот и все стимулирование! Даже в Китае продовольственную проблему решили не совхозы и не госхозы, а частные хозяйства, куда, понятное дело, никто никого не загонял.

У нас за последние годы из оборота выведено 700 тыс. гектаров плодородной пашни. И что, эту и другие проблемы белорусского Агропрома мы решим за счет того, что сделаем выпускников вузов крепостными?

Проректор Белорусского государственного университета в 1985—1987 годах Анатолий Павлов солидарен с мнением коллеги: «Мне после окончания университета, в свое время хватало зарплаты МНС (младшего научного сотрудника. — Авт. ) в 105 рублей. Но сейчас молодые специалисты не хотят ждать годами, когда их зарплата подрастет до того уровня, который бы позволил решать серьезные жизненные проблемы — строительство жилья или, к примеру, приобретение автомобиля».

Безусловно, те студенты, которые идут по целевому набору, должны свои льготы при поступлении в сельскохозяйственный вуз отработать полностью. Но вряд ли найдется такой механизм, который бы заставил их пахать всю жизнь на нелюбимой и бесперспективной работе. Так что выход тут только один.

Уже на первом курсе вуза студент должен знать, что по окончанию этого вуза его ждут определенные социальные гарантии в большинстве агрохозяйств страны. Только тогда он не будет думать, куда бы, извините, свалить на сторону после учебы. Это, в принципе, довольно затратно теперь, зато через пару-тройку лет окупится сторицей. Тем более, что наша страна все больше делает ставку на экспорт сельскохозяйственной продукции за рубеж.

Александр КОКТЫШ, специально для «Дня», Минск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ