В польском правительстве произошли масштабные кадровые перестановки. После того, как экс-премьер-министр Польши Беата Шидло ушла в отставку 7 декабря, на ее был должность назначен Матеуш Моравецкий, который только сейчас решил осуществить изменения в польском Кабинете министров.
Gazeta Wyborcza опубликовала новый состав правительства. В частности, министерство иностранных дел Польши возглавил вице-министр МИД Яцек Чапутович, сменивший на этом посту Витольда Ващиковского, который отличился многими резкими заявлениями в отношении Украины. Главой министерства обороны стал Мариуш Блащак (вместо Антония Мацеревича), министерства внутренних дел — Йоахим Брудзинский (вместо Мариуша Блащака). Также изменились главы министерств окружающей среды, здравоохранения, финансов.
«День» обратился к польским и украинским экспертам с просьбой объяснить, к чему приведут кадровые перестановки и что они значат для Польши, ЕС и Украины:
«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ФОКУСИРУЮТСЯ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ И ОТНОШЕНИЯХ С ЕС И НАТО»
Михаль КОБОСКО, директор варшавского офиса Атлантического Совета США:
— То, что произошло в Варшаве, — это действительно серьезная, большая правительственная перестановка. Мы не ожидали так много изменений. Еще вчера мы надеялись на замену лишь трех или четырех министров.
Некоторые важные позиции были изменены, например, глав министерства иностранных дел и министерства национальной обороны. Думаю, что это наиболее важные изменения, потому что с международной перспективы, это персонал, какой ответственен за зарубежную политику и национальную оборону. Это важно. Антоний Мацеревич был очень контроверсийным министром национальной обороны. Многие люди думали, что пан Качиньский окажется недостаточно сильным для того, чтобы уволить пана Мацеревича. Можно надеяться, что президент Польши Дуда требовал, чтобы министра национальной обороны уволили, потому что между президентом и паном Мацеревичем был постоянный конфликт. Так что это хороший и очень позитивный сигнал для президента Дуды, который является главнокомандующим польской армии.
Но это изменение оставляет много вопросов на будущее. Антоний Мацеревич — сильная личность с сильными позициями внутри руководящей партии «ПиС» («Право и справедливость». — Ред.). В данный момент я не знаю, что предложили пану Мацеревичу. Думаю, что ему должны предложить что-то в парламенте или какую-то другую официальную позицию, потому что он может начать новый конфликт с Ярославом Качиньским. Сегодня его уволили, и это важная информация для министерства национальной обороны, польской армии, где есть много внутренних конфликтов. Министр Мацеревич уволил многих генералов: одна треть должностей генералов в польской армии были вакантны последние месяцы. Эти позиции должны быть заполнены новым министром национальной обороны.
Второе большое изменение — это министр иностранных дел. Министр Ващиковский был в конфликте со многими министрами, странами и особенно с ЕС. Он был очень контроверсийный и провокативный, давая свои интервью. И хотя он был опытным польским дипломатом, но не был способен сформировать собственную политику, а придерживался зарубежной политики пана Ярослава Качиньского.
Поэтому думаю, что это хорошая информация, что министр Ващиковский покинул должность. Мы еще не знаем, каким будет новый министр иностранных дел Яцек Чапутович, будет ли он другим в своих первых шагах, решениях, заявлениях, потому что в конце концов именно Ярослав Качиньский принимает окончательные решения относительно внешней политики.
Что касается польско-украинских отношений, то недавно у президента Дуды был хороший визит в Харьков и хорошая встреча с президентом Порошенко. Мы надеемся, что это был шанс нового начала в наших отношениях. Я бы хотел услышать заявление нового министра иностранных дел Чапутовича, которое могло бы заново открыть наши отношения и нормализовать их. Я не могу быть уверенным, что это произойдет. Мы еще не знаем, какой тип зарубежной политики будет иметь это новое правительство и будет ли она значительно отличаться от предыдущего правительства. Пока я не слышу гневных сообщений, сигнализирующих о том, что Польша начнет по-новому говорить с Украиной и что будет какое-то повторное открытие.
В прошлом правительстве было достаточно небольшое смещение польской зарубежной политики в отношении Украины. Сейчас я считаю, что премьер-министр Моравецкий понимает, насколько важно для Польши иметь хорошие рабочие отношения с Киевом и что он осуществит визит в Киев в ближайшем будущем.
Нынешние правительственные изменения главным образом фокусируются на внутреннем рынке и отношениях Польши, с одной стороны, с Брюсселем, а с другой — с НАТО. Именно так нужно понимать изменения в Министерстве иностранных дел, Министерстве окружающей среды, потому что министр Шишко потерял должность, его жестко и открыто критиковал ЕС. Также у нас смена министра обороны, которого также критиковал НАТО и считали в Альянсе проблематичным.
Относительно возможного изменения отношений Польши и ЕС -первый шаг состоится сегодня вечером (9 января. — Ред.), потому что премьер-министр Моравецкий едет в Брюссель и будет иметь встречу с Жан-Клодом Юнкером и Франсом Тиммермансом в Еврокомиссии, они будут обсуждать дебаты относительно статьи седьмой, которые были инициированы Еврокомиссией перед Рождеством. Пан Моравецкий будет обсуждать с должностными лицами ЕС, адаптируется ли Польша к правилам и ожиданиям ЕС, будет ли Польша придерживаться верховенства права — всего того, что так открыто критиковал ЕС. Для премьер-министра Моравецкого будет сложно изменить что-то в Брюсселе. Я уверен, что он использует перестановки в правительстве для того, чтобы убедить наших европейских друзей, что Польша делает именно то, что должна, осуществляет важные изменения в правительстве. Это сигнал Брюсселю, что Польша хочет теснее сотрудничать с европейскими институциями. Все в Брюсселе знают, что, к сожалению, премьер Моравецкий не тот, кто принимает окончательные решения, он не вполне гибок и может принимать все решения, включая вопрос польских отношений с ЕС.
Старое правительство имело два года для того, чтобы тесно сотрудничать с европейскими институциями, и это время было потеряно. Сейчас есть несколько изменений, и это важно. В то же время трудно поверить в то, что новое правительство полностью изменит политику в отношениях с Брюсселем. Я не ожидаю больших изменений. Я могу ожидать, что тон дискуссий будет немного иным. Но пока пан Качиньский не изменит свое мнение относительно ЕС, мы не можем ждать больших изменений.
«МОЖЕМ ОЖИДАТЬ ТРЕЗВЫХ И СПОКОЙНЫХ РЕШЕНИЙ»
Оксана ЮРИНЕЦ, сопредседатель Группы по межпарламентским связям с Республикой Польша, народный депутат Украины:
— То, что эти изменения состоялись, очень положительно. Пан Ващиковский делал много разных заявлений и вещей, непонятных и неприемлемых для Украины. Сегодня эта позиция услышана, изменения состоялись. Однозначно, будем прогнозировать, что будет позитивный, новый запрос на международные отношения, особенно в контексте Украина — Польша.
Новоназначенный глава МИД — кадровый дипломат, который не заполитизирован, отмечается своей пацифистской позицией, человек, который постепенно делал свою карьеру. Мне кажется, что мы можем ожидать очень правильных дипломатических шагов, трезвых и спокойных решений, которые нам сегодня нужны.
Относительно ожиданий, то нужно принять во внимание, что Польша — парламентско-президентская республика, где депутаты могут быть в Сейме и в то же время заместителями министра, то возможно, будет лучшая коммуникация для того, чтобы мы могли нанести визиты группы дружбы, возможно, состоится ассамблея. Эта внешняя политика осуществлялась бы сейчас правильными взвешенными дипломатическими шагами, что необходимо и польской, и украинской стороне.
Мы однозначно ожидаем позитива, начала работы. Ведь 11—12 декабря была отменена польско-украинская ассамблея, мотивацией чего было то, что происходят изменения в правительстве, и депутаты частично задействованы в Кабмине, потому не было возможности провести ассамблею. В этом году надеюсь на возобновление работы. С нашей стороны эту группу возглавляет вице-спикер парламента, с их — заместитель главы Сейма. Кстати, почти два месяца тому назад мы вместе с Николаем Княжицким, как сопредседатели, послали запрос нашей группы дружбы в Варшаву, ожидаем ответа. Возможно, уже сейчас будет определено какое-то направление стратегического общения с Украиной. Думаю, что мы однозначно друг от друга никуда не денемся, и нам сегодня нужно общение, диалог, чтобы вакуум, который сложился за последних несколько месяцев, был заполнен информацией. Кроме того, хорошо, что состоялся визит президента Польши и президента Украины в Харьков, он был конструктивным. Определенная дорожная карта была обрисована ими, а парламент и Кабмин уже должны выстраивать в новом правительстве новые направления работы — это сотрудничество в рамках еврорегионов, трансграничного сотрудничества, что крайне важно. Польша — это стратегическая страна ЕС, фактически наши ворота в Европу, потому много чего имеется для работы. Поэтому изменения в других министерствах являются так же важными, ключевыми, которые будут при определенной международной политике давать определенные установки, что нужно делать. Работы очень много, и физически на этот год она уже очерчена с конца прошлого года.