Термин «гибридная война» России против Украины уже твердо закрепился в аналитических материалах экспертов. И включает в себя не только информационный, дипломатический, исторический, военный компоненты, но и правовое направление. 15 декабря Дорогомиловский суд Москвы начал процесс по иску о признании событий в Украине 2014 года государственным переворотом (Газета.Ru). Присущий Москве метод — руками самих украинцев «решать вопрос» — здесь не исключение. Соответствующий иск подал бывший депутат Верховной Рады Владимир Олийнык, который в свое время вместе с Семьей Януковича бежал на территорию агрессора. Экс-депутат призвал суд признать юридический факт совершения в Украине госпереворота и, следовательно, нелегитимность нынешней власти. По словам Олийныка, в заседании примет участие бывший президент Украины Виктор Янукович. «Янукович в ближайшее время примет участие в заседании», — сказал он в суде.
«Начало рассмотрения в московском суде вопроса о признании событий в Украине в 2014 году государственным переворотом — это очередной маразм тирании, которая переживает социально-экономический и интеллектуальный кризис», — написал секретарь СНБО Александр Турчинов в «Фейсбуке».
«Во-первых, российский суд вообще не имел права начинать рассмотрение соответствующего дела. Во-вторых, какое бы решение ни было принято, оно не возымеет юридической силы на территории Украины, — комментирует «Дню» юрист-международник Владимир Василенко. — Рассмотрение дела в российском суде является вмешательством во внутренние дела Украины. События, происходящие в нашей стране, могут объяснять только украинские следователи и судебные органы. Иностранные органы не имеют на это права. Соответственно, никаких правовых последствий этот суд не возымеет. С политической точки зрения, это игра на публику. Опять же, будут раздувать тезис о незаконном правительстве в Киеве, хунте, которая незаконно захватила власть, а следовательно, является нелегитимной. Также это является одним из методов поддерживания напряжения внутри Украины — тактика так называемого «управляемого хаоса».
Пока российские суды выполняют заказы и по надуманным причинами возбуждают дела, не имеющие ничего общего с правом, украинская власть и суды не занимаются вопросами последствий российской агрессии, хотя доказательств достаточно. Придется реагировать общественности. Так, например, организация «Сила права» Андрея Сенченко уже несколько лет формирует доказательную базу и через суды досказывает факт агрессии Кремля, в то время как представители Администрации Президента во время судебного заседания отказывались признавать этот факт. Это не просто парадокс — это абсолютное отсутствие государственнической позиции.
«Основной груз ответственности за расследование и привлечение виновных в преступлениях Кремля на территории Украины лежит на Украине, а не на Международном уголовном суде. МКС действует лишь там, где государство не в состоянии или не желает привлечь виновных к ответственности, — комментировал ранее «Дню» доцент кафедры международного права Института международных отношений КНУ им. Т.Г. Шевченко Николай Гнатовский. — К сожалению, в отношении ясности официальной позиции украинской власти ничего не изменилось с 2014 года. Мы живем в двух параллельных реальностях. Довольно много заявлений на наивысшем уровне и от Верховной Рады, и от Президента Украины, и от министра иностранных дел, которые четко говорят об агрессии РФ против Украины, но при этом никто не отменяет режим АТО. Но это не имеет прямого отношения к обязанности государства преследовать виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества».