Если выступления против власти приводят к ее свержению, то это революция, если оборачиваются неудачей, то это мятеж. Именно в это пока превратилась антикоммунистическая революция в Молдове. Сейчас с подачи властей события последних дней трактуются именно в терминах мятежников и мародеров. Кстати, достаточно часто выступление против власти оборачивается именно таким образом. Никто же станет утверждать, что толпа, громящая Бастилию, действовала исключительно из любви к свободе и непременно хотела освободить томящихся там узников, среди которых политических и не было. На штурм ее погнали слухи о несметных королевских сокровищах в подвалах главной французской тюрьмы. Золота не нашли и на обломках самовластья решили танцевать.
По Ленину для революции необходимо, чтобы верхи не могли защищать власть, а низы не хотели дальше ее терпеть. Вождь мирового пролетариата не указал достаточных условий для победы революции. А без этого, как показали события у наших соседей, мало что получается. Можно сколько угодно обвинять президента Воронина и его партию в подтасовке результатов выборов, использовании административного ресурса. И нет сомнений, что все это имело место, на пространстве СНГ власть без этого просто не может. Но никуда не деться от объективного факта, что сельская Молдова, а в селах по переписи 2004 г. проживает 61,4 % населения, поддержала именно коммунистов. О причинах этого можно вести дискуссию, но facts are stubborn things — факты упрямая вещь — и пока справедливость этого высказывания американского президента Джона Адамса никто не опроверг. Кроме того, в выборах приняло участие около 53% избирателей. Причем в крупных городах активность была достаточно низкой. Поэтому оппозиционные партии, которые пользуются большей поддержкой горожан, не смогли потеснить коммунистов в парламенте. И обвинять в этом они должны, прежде всего, себя, свое неумение грамотно вести предвыборную кампанию.
В то же время нельзя отрицать, что коммунисты в значительной степени выработали свой ресурс и, в частности, среди молодежи и наиболее активной части населения не пользуются достаточной поддержкой. Молдова давно нуждается в переменах, в глазах многих победа партии Воронина приведет к консервации существующего режима, а с ним и существующих проблем. Молдавское общество расколото не только по географическому признаку, а и по национальному и церковному. К сожалению, правящие коммунисты и их правые оппоненты максимально эксплуатировали именно национальный вопрос, пренебрегая его бризантностью. Вместо дискуссии о путях выхода из кризиса и способах реформирования страны все внимание было сосредоточено по оси молдаване — румыны. Более деструктивной позиции и метода ведения избирательной кампании всеми участниками гонки трудно и придумать. Истерика, которая раздувалась всеми партиями и независимыми кандидатами, нашла выход на площадях Кишинева и других городов.
Вполне возможно, что оппозиционные партии вывели людей на улицы, чтобы продемонстрировать власти свою силу и тем самым усилить свои позиции на возможных переговорах с коммунистами. Но менеджмент оппозиционеров оказался никудышным и к вполне возможной и легко просчитываемой провокации властей лидеры правых партий оказались не готовыми. После начала беспорядков они откровенно растерялись. Теперь некоторых ищет полиция и от Украины требуют выдачи вроде бы скрывшихся на нашей территории. Легко представить, что многие сторонники оппозиции трижды подумают в будущем можно ли лидерам правых партий доверить управление страной, если с гораздо менее сложной проблемой они не справились. Обвинять провокаторов и власть можно, только от этого не легче. Никто тепличных условий в борьбе за власть не обещал, а бывший министр внутренних дел и нынешний президент Воронин в этом деле специалист, учили его в советское время основательно. К тому же лидеры оппозиции вместо анализа ситуации занялись привычным делом — взаимными обвинениями.
Происходящее в Молдове имеет международное измерение. И нам, ближайшим соседям не безразлично как будут развиваться там события. Тем более, что у наших границ мы имеем замороженный конфликт, в который могут быть вовлечены люди, имеющие украинские паспорта. Не следует поддаваться версии, усиленно проталкиваемой коммунистами, что все происходившее дело рук румынских спецслужб. Революции не дело рук иностранной агентуры, Эту коспирологию в свое время весьма основательно высмеял упомянутый вождь мирового пролетариата. Иностранное вмешательство может облегчить ход революции, но никогда не может заменить готовности общества к радикальным переменам. Ленин и его соратники захватили власть с немецкой поддержкой, но есть все основания полагать, что и без нее они бы справились. А в 1905 г. никакие японские финансовые вливания не помогли и большевики так и остались маленькой радикальной сектой российской социал-демократии. Вполне возможно, что Румыния оказывала какую-то поддержку, но ведь и Россия тоже не была безучастной. Но не только благодаря министру Лаврову и политтехнологам из Белокаменной коммунисты получили большинство голосов. Поддержка Москвой Воронина вызвала в Первопрестольной довольно острые дискуссии. Примечательно, что ИА Regnum опубликовало довольно резкую статью шеф-редактора Западной редакции Сергея Колерова под красноречивым заголовком «В Молдавии российская власть стала заложницей собственных иллюзий». В ней автор призывает прекратить поддержку Воронина и начать диалог с молдавской оппозицией. Учитывая официозный характер ИА Regnum, появление такой статьи не может быть случайным. Сейчас Воронин в борьбе со своими оппонентами максимально использует антирумынскую карту, но это явление временное. Ему ничего не стоит развернуться в другую сторону.
События Молдове должны служить серьезным предостережением тем украинским политикам, которые по инерции с 2004 г. готовы собирать майданы по любому поводу. Пока это ограничивается речами, концертами и обилием знамен — нет возражений. Но грань, отделяющая от повторения штурмов у соседей, весьма тонкая. А наша страна в 15 раз больше по населению и шутить с собранием большого количества людей весьма опасно. Взрывчатого материала достаточно и желающих погреть руки на этом хоть отбавляй.
Во-вторых. Пророссийский курс Молдовы Киеву также не нужен, как и прорумынский. Отношения с Бухарестом нельзя назвать теплыми и возможное сближение Молдовы с Румынией с последующим усилением последней никак не вписывается в наши интересы. Более того, любые территориальные преобразования весьма опасны, так как неизбежно найдут нежелательный отклик у наших сепаратистов в известных регионах.
В-третьих. Надо отдавать себе ясный отчет в том, что «румынизация» Молдовы неизбежно усилит те круги в Бухаресте и Кишиневе, которые уже сейчас предъявляют территориальные претензии к Украине. Подготовка к ревизии наших границ в Одесской и Черновицкой областях ведется активно и без особого прикрытия. В молдавских и румынских газетах активно обсуждается вздорная идея размена Приднестровья с включением его в состав Украины на Северную и Южную Буковину, с отходом их в Румынию для восстановления «исторической справедливости». Пока это разговоры маргиналов от политики, но от таких даров данайцев лучше отказаться.
В-четвертых. Активизация Румынии в Молдове напрямую связана с внутренней слабостью Украины, отсутствии у нее четкой политики в весьма важном регионе. Так было в 1918 г. и кое-кто у наших соседей хотел бы повторения пройденного. Но искать виноватых в этом следует не за границей, а в собственных рядах. В желании утопить политического конкурента наши политики забывают, что политического вакуума не бывает. Если они разбалансировали украинское государство, то всегда найдется тот, кто захочет таким положением воспользоваться. Официальный Бухарест территориальных претензий не предъявляет, но никто не поручится, что такого не будет в будущем. Мы ведь прекрасно знаем, что реваншистов, желающих пересмотреть «несправедливые» границы хватает. Гарантией от этого является стабильность и сила украинского государства. Вот о чем нужно было бы думать, если они еще в состоянии это делать, украинским политикам перед тем, как выводить людей на улицы, блокировать работу парламента и расшатывать власть.
Украина заинтересована в стабильной Молдове, проводящей не прорумынский или пророссийский курс, а проевропейский. Европа — наш общий дом и место стабильной и процветающей Украины рядом с такой же Молдовой в нем.