Президент России Владимир Путин назвал имя того, кого он хотел бы видеть на должности главы российского правительства. Это — Михаил Фрадков, нынешний полномочный представитель Российской Федерации при Европейском сообществе в ранге министра. Госдума России должна утвердить кандидатуру Фрадкова 5 марта (в позитивном результате сомнений не возникает). После своего утверждения новому премьер-министру дается недельный срок на внесение на рассмотрение президента предложений по структуре и составу нового кабинета. Выборы президента России (то есть Владимира Путина) состоятся 14 марта, и все, что происходит и будет происходить в ближайшее время в России, должно рассматриваться исключительно в этом контексте.
Послужной список человека, который, очевидно, станет новым российским премьером, содержит такие записи, как заместитель министра внешнеэкономических отношений, директор Федеральной службы налоговой полиции, полномочный представитель при ЕС. Заместителем министра Фрадков стал при министре Петре Авене (президент «Альфа- банка», сейчас считается одним из самых богатых русских бизнесменов), но никогда не был «его» человеком, и «пережил» нескольких министров, пока само министерство не было ликвидировано. В то время Фрадков был куратором торговых отношений России со странами Азии. На должности главного налогового полицейского России Фрадков воспринимался вначале как «белая ворона» — ведь ожидалось, что эту должность, как и другие ключевые, отдадут ставленникам «питерских чекистов», а не сугубо гражданскому лицу. С одной стороны, Фрадкову приписывалась огромная осторожность, с другой — не без его усилий налоговая полиция получила возможность публиковать без судебного решения данные о неуплате предприятием налогов и, что существеннее, возможности давления на бизнес без лишних формальностей. На должности представителя при ЕС он себя якобы ничем особенным не зарекомендовал — разве что в последнее время климат отношений между Россией и ЕС, как отмечает западная пресса, начал существенно ухудшаться.
Очень может быть, что именно осторожность Фрадкова и стала причиной того, что Путин выбрал именно его. Нехаризматичный «технократ», без всяких президентских претензий. Путин, похоже, не сторонник игры в «преемника». В таком случае — Фрадков не будет последним премьер-министром России в ближайшие годы. О том, что Касьянов или кто-то другой во властной верхушке России может рассматриваться как серьезная оппозиция Путину, речь не идет. Речь идет, очевидно, о соответствии имеющихся кадров тем задачам, которые собирается поставить президент Путин после повторного избрания. Исходя из его заявлений о том, что нужно реформировать политический строй с тем, чтобы думская коалиция назначала правительство и несла за него ответственность, отставка Касьянова (которую сам экс-премьер назвал «нелогичной») и назначение Фрадкова не выглядят последовательными. Разве что Путин хочет иметь и совсем карманную Думу, и совсем карманное правительство — а это нереально. К тому же, похоже на то, что при всей поддержке Путина российским обществом единомышленников у него не так много. Кадровая политика никогда не бывает до конца открытой, однако при нормальных условиях она не бывает и настолько непонятной, как это было, в частности, при президенте Ельцине. Но Ельцин откровенно искал своего преемника.
Очень многое может прояснить первое программное послание президента Путина-2 своему народу и миру. Пока что все говорит в пользу того, что послание не будет слишком неожиданным и будет сочетать в себе курс на модернизацию России с авторитарным управлением, жесткой позицией в отношениях с Западом и созданием круга зависимых государств по периметру российских границ. В таком случае премьер-министр должен быть только исполнителем. Хотя правдой может быть и то, что пришло время несколько отдалить от главного центра те группы, с которыми был связан экс-премьер Касьянов. В таком случае Фрадков должен сыграть роль противовеса. В обоих случаях предназначенную ему роль сложно назвать привлекательной.
Очевидно, что Путин еще продемонстрирует принципы своей новой кадровой политики. И Фрадков — только первое в длинном ряду новых лиц из окружения «нового Путина».
КОММЕНТАРИЙ
Мария ЛИПМАН, главный редактор журнала «Pro et Contra», Москва:
— Отчего был сделан такой выбор, сказать практически невозможно. Путин является главным и практически единственным лицом, принимающим решения в России. Мы ничего не знаем о том, как, в каком кругу принимаются эти решения. Таков стиль правления Путина — держать все в секрете. Решение о кандидатуре Фрадкова было абсолютно неожиданным. За неделю, прошедшую после отставки правительства, назывались самые разные фамилии, но Фрадкова не называли ни разу, так что представление его кандидатуры посрамило всех аналитиков и комментаторов. Очевидно, эффект неожиданности был очень важен для Путина.
Подобно тому, как не было внятного ответа на вопрос, почему понадобилось отправить правительство в отставку за две с половиной недели до выборов (после которых оно само должно было уйти, согласно Конституции), нет ответа и на вопрос о выборе президента. Общие слова Путина ничего не проясняют — как неделю назад, так и сегодня. Мы можем лишь строить догадки, причем основанные не на информации, а на общих соображениях. Назначение Михаила Фрадкова много говорит о стиле путинского правления и мало говорит по существу. Фрадков — человек малоизвестный, не зарекомендовавший себя ни высокими должностями, ни высокими достижениями, не находящийся на виду. Послужной список его не производит особенного впечатления. Он — не силовик, хотя в его биографии были короткие эпизоды, связанные с силовыми ведомствами, он — не питерский, что тоже достаточно неожиданно. Последние полгода Фрадков проработал в Брюсселе представителем России при Еврокомиссии. Можно предполагать, что своим выборов Путин дает понять, что очень ценит отношения с Европой. Но мы совершенно не знаем, как в Брюсселе ценили Фрадкова, не знаем, в том числе потому, что он очень недолго там работал.
Можно, наверное, говорить, что Фрадков — не тот человек, которого Путин прочит себе в преемники, но сегодня трудно сказать, что будет в России года через два.