Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Преодоление стереотипов

Интеграция украинцев в польское общество
24 декабря, 2007 - 19:35
ФОТО РЕЙТЕР

Общеизвестно, что Польша является страной, в которой работает, учится и остается на постоянное проживание достаточно большое количество украинцев. Точное их количество остается тайной для всех, но счет выданных виз идет на миллионы в год. Впрочем, это естественно: похожая культура, язык, общая история, наличие в Польше украинского национального меньшинства, а прежде всего географическое соседство двух стран являются основными факторами миграционной привлекательности Польши для украинцев.

Как же интегрируются в польское общество украинцы, для которых Польша становится не временным местом работы, но фактически второй родиной. Ни для кого не секрет, что украинские диаспоры в Италии, Португалии, Австрии, даже России организованы очень серьезно, живут полноценной культурной, экономической жизнью, охраняют свои политические права. Так ли крепко стоит на ногах украинская диаспора в Польше? Попробую рассмотреть это через призму активности украинцев в политической, культурной и экономической жизни Польши.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Из примеров политической активности украинских диаспор в Западной Европе известно, что к мнению украинских организаций наиболее сильно прислушиваются локальные власти. Это нормально, так как при развитом гражданском обществе именно органы местного самоуправления оказывают наибольшее влияние на повседневную жизнь своих стран, формулируют проблемы и информируют о них органы центрального управления. Это аксиома. Стоит помнить, что Польша — страна, бывшая частью соцлагеря, что является корнем проблем на пути развития гражданского общества здесь. Особенно это характерно для польской провинции, где до сих пор наблюдается относительная политическая пассивность широких слоев населения, которая проявляется прежде всего в слабом участии общества в работе органов местного самоуправления, отношении к ним, как к низшей лиге структуры управления страной. Отсюда и вес местных властей в Польше (особенно в польской провинции) объективно ниже, чем в тех же Италии и Португалии.

Украина также находилась в социалистической системе, соответственно пассивность некоторых украинцев в политике была бы вполне естественна. Этот фактор, похоже, и является определяющим в относительно слабом участии украинцев в политической жизни Польши. Украинцы, проживающие в Польше от рождения, относящиеся к местному национальному меньшинству, имеют ряд организаций и политических партий, представлены в органах местного самоуправления в приграничных с Украиной регионах Польши. Наиболее влиятельной организацией меньшинства является Союз украинцев Польши, образованный после войны. Что же касается интеграции украинцев из Украины, то тут дела обстоят хуже. Наиболее политически активны различные студенческие организации украинских студентов и аспирантов. Характерно, что они не имеют центральной организации, а часто и вовсе стихийны.

Да и их политическую активность не стоит переоценивать — редко когда она касается информирования польских властей о каких-либо проблемах украинцев, налаживания диалога с польской стороной с целью разрешения существующих вопросов. Чаще всего подобные организации занимаются проведением различных мероприятий культурно-исторического плана. Пик их реальной активности пришелся на события оранжевой революции, когда в целом ряде польских городов именно украинская студенческая молодежь организовывала акции в поддержку президента Ющенко и его команды. Эти митинги встретили в Польше живой отклик, и о Украине в те дни действительно говорила дословно каждая польская домохозяйка. Однако, к сожалению, лидеры тех организаций не сумели воспользоваться моментом польского бума на Украину должным образом, и роль различных студенческих союзов сильно маргинализировалась за последние три года. Как факт — абсолютная пассивность украинской молодежи в период рекламы совместной заявки на Евро-2012, еще до выборов организатора. Стоит отметить, что одним из основных факторов уменьшения влияния украинских студенческих организаций явилось то, что многие их члены откровенно использовали возможность работы там, как способ заработать деньги либо имидж сиюминутно. Не известны мне украинские депутаты или сенаторы в польском парламенте, либо в серьезных органах местного самоуправления. Это вполне естественно — украинская диаспора Польши молода и пока просто физически не была в состоянии создать политическую организацию, конкурентоспособную хотя бы на выборах местных представителей власти.

Если же коснуться вопроса интеграции украинцев в польском политическом поле не с точки зрения политической активности, но остановиться на отношении украинцев к польской политике в целом, то здесь интегрирование происходит быстро и безболезненно. Украинцы интересуются польской политикой, ощущают ее влияние на свою жизнь. Опрос ряда знакомых и личных опыт показывает, что наибольшей симпатией украинцев пользуются те польские политики, которые более открыты на более глубокую интеграцию Польши со странами Западной Европы. Можно констатировать, что украинцы в Польше даже большие еврооптимисты, чем сами поляки. Среди польских персоналий наибольшую симпатию проживающих в Польше украинцев вызывает Лешек Больцерович, известный сторонник праволиберальной экономики. Подводя итог, следует сказать, что, несмотря на то, что «пассивная» интеграция украинцев в польскую политическую жизнь проходит без проблем, это пока не стало катализатором активного участия украинской диаспоры в польской политике. Основные причины этого — молодость как самой диаспоры, так и институтов гражданского общества в Польше и в Украине.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Принято считать, что украинцы в Польше исполняют главным образом роль наемных рабочих, часто сезонного плана. В принципе это близко к истине: действительно основной поток работающих здесь украинцев — жители приграничных с Польшей украинских областей, которые приезжают выполнять сезонные работы либо занимаются мелкой торговлей. Большинство из них принадлежит к так называемому теневому сектору экономики и их доходы проходят мимо налоговых служб Польши и не являются существенными. Даже точное число граждан Украины, работающих таким образом в Польше, назвать затруднительно. Вряд ли от этой группы украинцев можно ожидать серьезной легальной экономической активности, да и к диаспоре их сложно отнести. Интереснее в этом плане выглядят украинские компании, входящие на польский рынок с инвестициями. Наиболее удачным примером здесь можно назвать покупку «Индустриальным Союзом Донбасса» металлургического комбината в Ченстохове в 2005 г. Сам факт приватизации комбината и серьезная работа по его усовершенствованию, проведенная инвестором, создали весьма позитивный имидж украинским инвестициям среди общественного мнения Польши. Пресса наперебой подчеркивает рост зарплат, увеличение штата рабочих, открытость инвестора к диалогу с профсоюзами. Прочные позиции в Польше имеет «Оболонь». Есть ряд других инвесторов. С 2005 года количество украинских инвестиций в Польшу ежегодно существенно возрастает. Однако стоит иметь в виду, что проблемы крупных украинских инвесторов решаются на высоком правительственном уровне обеих стран, так как сами инвестиции, кроме экономического, имеют еще и серьезный политический вес, поэтому их успешность не может на 100% свидетельствовать о беспроблемной интеграции украинцев в польскую экономику. Наилучшим свидетельством здесь может быть успешность украинского мелкого и среднего бизнеса в Польше, также востребованность украинцев серьезными польскими корпорациями на средние и высшие посты. В этой области дела далеко не так безоблачны. По словам Мирослава Бенецкого, занимающегося проблемой украинской миграции в Польше в Институте общественных дел, доля мелкого и среднего украинского бизнеса здесь ничтожно мала. Мелкие и средние украинские фирмы сконцентрированы главным образом в приграничной зоне, также есть случаи создания либо легализации предпринимательской деятельности украинцами, которые заключили брак в Польше, но такие примеры единичны. Пан Бенецки объясняет слабую активность среднего звена украинского бизнеса, слабой привлекательностью польского рынка, связанной с юридическими барьерами, с которыми сталкивается любой иностранец не из Евросоюза при попытке начать частную деятельность в Польше. По его словам, украинцы, заработавшие достаточные средства для открытия своего дела, открывают его в Украине, а не в Польше.

Что касается востребованности украинских специалистов серьезными польскими корпорациями, то в этой сфере пан Бенецки видит больше поводов для оптимизма. По его словам, в последние годы количество высококлассных украинских специалистов в сферах менеджмента, программирования и т.п. увеличилось. Причем приток был обусловлен не за счет украинцев из Украины, а чаще благодаря заинтересованности польским рынком труда украинцами, работавшими ранее в странах Западной Европы и Северной Америки. Всего же количество украинцев, легально трудящихся в Польше, где-то между 10 и 15 тысячами человек. Пан Бенецки говорит, что ежегодно Польша выдает 3 тысячи разрешений на работу украинцам, но пользуется ими реально менее 2-х тысяч, так как некоторые граждане устроены на нескольких работах и имеют на каждую из них отдельное разрешение. Трудоспособных украинцев, не нуждающихся в разрешениях на работу для легального труда, аналитик насчитывает где-то около 11 тысяч. Согласитесь, это мизер по сравнению с даже приблизительным количеством нелегальных рабочих.

Можно сделать вывод, что интеграция украинцев в экономическую жизнь Польши является успешной только тогда, когда это касается крупных украинских инвестиций в польскую экономику. Мелкий и средний украинский бизнес пока обходит западного соседа стороной. Причин здесь множество, а одной из ключевых, на мой взгляд (кроме слабой привлекательности польского рынка), является увеличение возможностей украинского рынка в последние годы.

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Культурную интеграцию украинцев в Польше можно рассматривать под двумя аспектами. Первый — это восприятие украинцами польской культуры, их способность к позитивной полонизации; второй — представление украинской культуры в Польше. Если брать во внимание первый аспект, то здесь все абсолютно благополучно. Украинцы в Польше довольно быстро учатся говорить по-польски, многие из них (особенно молодежь), начинают общаться без акцента уже через 1,5—2 года практики. Детей украинцы в основном отдают в польские или в английские школы. Причем это характерно как для приехавших с Востока Украины, так и из Центра или Запада. Этому есть объяснение — школа при Посольстве Украины в Варшаве открылась лишь осенью 2007 года и имеет характер субботней школы. Хотя она уже становится популярной среди варшавских украинцев. Школа же при Посольстве РФ, которая еще в 90-е гг. прошлого века была привлекательна для всех выходцев из бывшего СССР и даже некоторых балканских ст ран, сегодня стремительно теряет свою популярность: ее привязка к школьной программе РФ не дает больших шансов на поступление в нероссийские вузы (особенно на гуманитарные специальности), а цена за обучение в районе 2000 американских долларов в год делает ее предложение бессмысленным даже для самих русских. До открытия субботней школы при Посольстве Украины многие украинцы обучали (а те, кто по разным причинам не может туда попасть, обучают и сейчас) своих детей украинскому языку, литературе и истории Украины на дому. Частные украинские школы пока не имеют широкого распространения и носят энтузиастично- домашний характер.

Можно с уверенностью утверждать, что украинцы в Польше не растворяются в массе поляков, не полонизируются до конца, но сохраняют свою национальную идентичность, культуру, которые, в свою очередь, не имеют ментального конфликта с польской культурой и мировоззрением. Этим отсутствием противопоставления себя польскому или, шире, западноевропейскому менталитету украинцы еще раз подтверждают то, что являются интегральной частью западного ментально-культурного поля, выгодно отличаясь от русских или сербов, чьи национальные идентичности исторически находятся в постоянном конфликте с западноевропейской культурой, не воспринимая многие ее достижения, как чуждые себе. Более того, среди украинцев в Польше, которые приехали из восточных регионов, наблюдается устойчивая тенденция к большей украинизации, которая часто является следствием знакомства с польской культурой и осознания украинской культуры явлением, имеющим много общего с ней, а значит — чем-то более европейским и прогрессивным, чем русско-советское мировоззрение.

Если же вспомнить, про такой важный аспект жизни, как церковная жизнь, то здесь украинский характер носит Греко-католическая церковь, что натурально. Православная и Римо-католическая церкви в некоторых местностях проводят специальные службы для украинцев. Протестанты с украиноязычными службами мне не известны, хотя украинские пасторы служат в некоторых церквях.

Говоря про украинский любительский спорт в Польше, стоит отметить, что при больших возможностях развития любительского спорта в Польше организованных украинских любительских лиг и турниров в различных дисциплинах пока нет.

Хуже обстоит дело с «экспортом» украинской культуры в Польшу. По словам украинского историка и общественного деятеля в Польше Мирославы Керик, тот потенциал, который был сразу после оранжевой революции 2005 года, не был до конца использован и сейчас интерес польского зрителя частично утерян, а самостоятельно украинские общественно-культурные организации Польши не в состоянии реализовать широкую и постоянную культурную программу, которая была бы способна серьезно увеличить интерес поляков к украинской культуре. Время от времени случаются гастроли украинских театров, вечера поэтов и писателей, концерты коллективов различных музыкальных направлений. Они организовываются разными общественными организациями, среди которых можно выделить Союз украинцев Польши, Посольством Украины, фондами, где наиболее заметную роль играет Фонд Вероники Пазуры — польской и украинской актрисы, жены популярного польского актера Цезария Пазуры. Но все это не имеет постоянной основы: нет крупных регулярных фестивалей различных направлений украинской культуры. Некоторые украинские артисты, натурализовавшись в Польше, охотнее играют в польских театрах и фильмах роли русских, поют русские романсы и народные песни. Есть только один ресторан украинской кухни (в Кракове), до сих пор не открыт Украинский Культурный Центр.

Говоря про популярную культуру, то из украинских исполнителей за польский рынок зацепились только музыканты группы «Океан Ельзи», которые бывают в Польше с концертами, их композиции транслируются FM-радиостанциями, а диски продаются в ведущих музыкальных магазинах Польши. Характерно, что в ряде торговых центров, где заграничная музыка распределена по странам, компакты украинского коллектива стоят на полках с русской музыкой, но с наклейками, что это украинская группа. Мирослава Керик считает, что львовские музыканты более популярны среди украинцев Польши, польской молодежи импонирует ансамбль «5’nizza», но, по ее словам, сочинения коллектива через сети музыкальных магазинов в Польше недоступны.

Украинское кино в Польше почти отсутствует, несмотря на большое количество кинофестивалей (в том числе и национальных) здесь. Мне на память приходит только месячный показ фильма Юрия Ильенко «Мазепа» в Варшаве в 2004 году, который, к сожалению, выставлялся не в центральных кинотеатрах.

Такая малоутешительная ситуация с украинской культурой в Польше имеет экономические корни. Молодая украинская диаспора, как отмечалось выше, слабо представлена средним классом и достаточно полярна: молодые безденежные студенты и аспиранты, которые финансово не способны организовать что-либо серьезное, с одной стороны, небольшое количество руководящего состава крупных украинских инвесторов, которые заняты решением серьезных вопросов, часто разрываются между несколькими странами и им физически трудно взять на себя еще и организацию украинских культурных мероприятий, с другой.

Нельзя не отметить и то, что поляки хотели бы знать об украинской культуре гораздо больше, чем теперь. Польша в целом отличается своей открытостью на национальные культуры других народов. А приближение Евро-2012 обязательно выведет украинскую тематику на новый виток популярности. Украинские культурные деятели в Польше, бизнесмены, вкладывающие деньги в украинскую культуру, должны быть к этому готовы, чтобы серьезно и безвозвратно застолбить место для украинской культуры в Польше.

О СТЕРЕОТИПАХ

Нельзя не сделать вывод, что интеграция украинцев в польское общество пока проходит без серьезных результатов институционального характера. Говоря о пассивной интеграции, можно отметить ее успешность. Это и не удивительно, учитывая, что исторически Украина и Польша находятся в одном культурном поле, а это помогает преодолеть существующие стереотипы при непосредственных контактах. Да и мнение поляков об украинцах за последние 20 лет явно улучшилось. Шаблон: «западник — кровавый упашник, восточник — русский коммунист», характерный для мышления среднего поляка полтора десятилетия назад, отходит в небытье. Сегодня Украина — это Андрей Шевченко, Виктор Ющенко, Виталий и Владимир Кличко, Евро-2012, а украинец — качественный и пока дешевый работник, свежемыслящий студент или аспирант и уже часто — менеджер либо программист высокого класса.

Однако трудно обойти вниманием факт того, что при желании украинцев оставаться в Польше украинцами, диаспора пока не создала для этого серьезных политических, экономических и даже культурных институтов. Активного участия в жизни польского общества украинцы еще не принимают. Роль украинской диаспоры в Польше нельзя и близко сравнивать с позициями украинцев в Австрии, Италии или Португалии. Возможно, приближение Евро-2012 и увеличение украинских инвестиций в польскую экономику создаст новые условия для украинцев в Польше. При той серьезной роли в мировой политике, которую обязана сыграть Украина, украинская диаспора в Польше способна стать наиболее важной из диаспор в Центральной Европе.

Антон ЧЕХЛОВ, независимый политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ