Решение Северной Кореи выслать работающих там под эгидой ООН инспекторов Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) является еще одной причиной считать историческим водоразделом состоявшееся несколько недель назад избрание Ро Му Хена президентом Южной Кореи. Начало его правления не только совпадает с одним из наиболее опасных эпизодов в истории Корейского полуострова за последние несколько десятилетий, но также явится проверкой отношений Южной Кореи и США, причем это будет самая серьезная проверка за последние много лет.
Победа Ро над Ли Хве Чханом стала знаковым событием, указывающим на смену поколений в корейской политике, причем новое поколение твердо намерено добиться свободы в отношениях Кореи и США. И действительно, различие в отношении к выборам и кандидатурам среди представителей разных поколений было решающим фактором в этой предвыборной гонке; в ее ходе произошла смена региональных настроений, которые доминировали во всех предыдущих президентских кампаниях. В соответствии с одним из отчетов свыше 60% человек в возрасте от 20 до 30 лет проголосовали за Ро, что обеспечило ему отрыв в 2,3% в этой президентской гонке, в которой впервые за 31 год столкнулись лицом к лицу два кандидата.
Предвыборная позиция Ро, отличавшаяся популистскими и националистическими настроениями, очень скоро будет подвергнута суровой проверке на деле, после того как он в феврале приступит к исполнению президентских обязанностей. Объедините вместе процесс смены поколений, в ходе которого ему удалось быть избранным, с сильным и всеобщим желанием продолжить сближение с Северной Кореей, несмотря на то, что она усиливает конфронтацию с США, существующую на почве разработки ядерного оружия, — и у вас получится готовый рецепт для возникновения споров с США.
Ро — человек, сделавший себя сам, человек сумевший сдать экзамен на адвоката, не учась в колледже или юридической школе, — преуспел в том, что убедил избирателей в своем намерении проводить совершенно новую политику, отражающую растущее благосостояние Южной Кореи, а также настроения среднего класса, что предполагается осуществлять посредством искоренения политики как занятия «для посвященных», региональных споров, а также трения между фракциями. Стиль и риторика Ро позволили ему приобрести свежий (для Кореи!) образ кандидата в президенты как обычного человека, намеренного искоренить закостеневшую старую сеть кумовства и коррупции.
Впервые в современной истории Кореи в ходе президентской кампании обсуждались насущные проблемы, стоящие перед страной, а не вопросы, касающиеся различных партий и персоналий. Будучи кандидатом, Ро призывал установить новые отношения между Южной Кореей и США — отношения, основанные на принципах независимости и равенства. Например, Ро заявил, что он не станет раболепствовать перед США и не поедет в Вашингтон только ради того, чтобы позировать перед фото- и кинокамерами. Он также пообещал продолжить начатую президентом Ким Ду Хваном «лучезарную политику», направленную на сближение с Северной Кореей.
Примечательно также то, что Ро победил на выборах, несмотря на решение Северной Кореи снова запустить ядерные реакторы, которые были остановлены и законсервированы в 1994 году. Всего несколько лет назад такое заявление обрекло бы его предвыборную кампанию на провал. Тот факт, что ему удалось преодолеть это препятствие, не изменяя свое отношение к сближению с Северной Кореей, означает, что с тех пор времена радикально изменились. Очень распространенное страстное желание перемен, а не проблемы безопасности, является теперь главной заботой простых корейцев.
В ходе своей предвыборной кампании Ро также смог воспользоваться приливной волной антиамериканизма. Оправдательный приговор, который американский военный трибунал вынес двум американским солдатам, случайно убившим двух корейских школьниц, наехав на них своим бронированным автомобилем в июне этого года, вызвал уличные демонстрации по всей стране. И хотя президент Джордж Буш дважды извинялся за смерть этих девушек, в стране продолжает нарастать требование о внесении изменений в Соглашение о статусе американских войск в стране (SOFA), которое регулирует законное присутствие американских военных в Южной Корее. Простые корейцы настаивают на том, что американских солдат, совершивших преступление в Корее, должны судить в корейских военных судах.
Такое выражение уязвленной национальной гордости стало возможным, в том числе, после удачной игры футбольной сборной Южной Кореи на чемпионате мира по футболу этим летом, что помогло убедить простых корейцев в том, что их страна полностью повзрослела, — и таким образом она сможет обходиться без посторонней помощи, и ей не требуется присутствие 37-тысячного военного контингента США. И действительно, сейчас очень много простых людей в качестве самого большого препятствия для объединения Северной и Южной Кореи рассматривают военное присутствие США, а не коммунистический режим Северной Кореи. Согласно последнему опросу общественного мнения только 54,8% корейцев сейчас поддерживают необходимость присутствия в стране американских войск, в то время как 31,7% возражают против этого.
Эти настроения будут частью дипломатического испытания, формирующего президентство Ро с самого начала, поскольку он должен будет перестроить отношения с Америкой в то самое время, когда администрация Буша выражает недовольство относительно ядерных амбиций Северной Кореи и того, что последняя занимается передачей оружия массового уничтожения странам-изгоям. Поскольку теперь корейские избиратели — будучи невосприимчивыми к угрозе, которую представляет собой ядерное вооружение, которое может появиться у Северной Кореи, — поддерживают политику Ро, направленную на сохранение политического диалога и экономического обмена с КНДР.
После прихода к власти президента Ро внутренняя политика Южной Кореи, а также ее отношения с США и КНДР должны быть пересмотрены практически по всем направлениям. Сможет ли новый глава государства пройти по туго натянутому канату: одновременно поддерживать безопасность на полуострове, при этом не разрывая отношений с Америкой и сохраняя поддержку своих избирателей. Если Ро потерпит неудачу, последствия будут ужасными для всех.
Проект Синдикат для «Дня»
БЕН-ДЖУН АН — профессор международных отношений Национального последипломного института политических исследований в Токио, член Корейской Национальной академии наук.