На прошлой неделе в Брюсселе состоялась торжественная церемония поднятия флагов семи государств — новых членов НАТО. Среди них — и Румынии. Опыт этой страны на пути евроатлантической интеграции во многом интересен и поучителен. Сложно, к примеру, представить, что все политические партии, входящие в парламент Украины, согласятся подписать декларацию, где вступление в НАТО будет определено приоритетной целью. О «натовском» пути соседнего государства, о сложностях румынской интеграции в ЕС, о развитии отношений между Киевом и Бухарестом — в интервью с Чрезвычайным и Полномочным послом Румынии в Украине Александру КОРНЕА.
— Какие ожидания Румыния связывает со вступлением в НАТО? На какую экономическую отдачу рассчитывает Бухарест?
— НАТО — военно-политический альянс, поэтому наши ожидания от НАТО не связаны с экономикой. Евроатлантическая интеграция была приоритетной целью румынской внешней политики, которую поддерживали все правительства, начиная с 1990 года. Вступление Румынии в НАТО — это результат консенсуса всех политических сил страны. Еще в 1995 году в городке Снагов была подписана так называемая Снаговская декларация, под которой поставили подписи представители абсолютно всех политических партий Румынии: левые, центристы, правые. В этом документе четко говорилось о приоритетности евроатлантической интеграции. Можно также отметить, что Румыния стала первой страной, присоединившейся к программе НАТО «Партнерство ради мира» в январе 1994 года. В сентябре 2001 года румынский парламент подавляющим большинством проголосовал за участие Бухареста в качестве союзника НАТО в борьбе с международным терроризмом. В частности, Румыния отправила свой военный контингент в Афганистан. Однако интеграция Румынии в НАТО была долгим и трудоемким процессом. Нелегким заданием стала реализация Плана действий по обретению членства в НАТО. Мы прошли несколько этапов выполнения этого плана, начиная с 1999 года. Вступление в НАТО требует серьезных преобразований многих структур страны, в первую очередь — вооруженных сил, что подразумевает гражданский контроль над армией, ее реструктуризацию, изменение процесса подготовки военнослужащих. Как известно, Румыния сократила численность своих вооруженных сил в связи со вступлением в Альянс. Серьезные преобразования необходимы также и в законодательной области. В прошлом году мы провели референдум для внесения изменений в Конституцию страны, чтобы некоторые положения Основного закона не противоречили нашему членству в НАТО и ЕС.
— Как в Бухаресте оценивают усилия Киева на пути интеграции в Альянс?
— У Украины с Альянсом существуют особые формы сотрудничества. Киев эффективно сотрудничает с Альянсом, ежегодно подписывая Целевой план действий. Усилия Украины на пути интеграции свидетельствуют о том, что Украина — способный партнер. Мы высоко ценим участие украинских солдат в миротворческих операциях. Украина проявила свой профессионализм в Косово, Ираке, некоторых африканских государствах. Украинских миротворцев высоко ценят, они доказали способность действовать в тяжелых условиях. У Украины есть большой потенциал для развития отношений с НАТО. То, что уже достигнуто, — далеко не предел. Тем более, что Украина прилагает усилия для углубления сотрудничества с Альянсом.
— Может ли Украина рассчитывать на повышение уровня сотрудничества с НАТО во время Стамбульского саммита?
— Как я уже говорил, мы готовы разделить наш опыт со всеми странами, которые также стремятся в будущем интегрироваться в НАТО, и это в первую очередь касается Украины.
— Какие сложности возникли у Румынии в процессе интеграции в Европейский Союз?
— После вступления Румынии в НАТО интеграция в ЕС стала главной целью не только внешней политики нашей страны, но и всего румынского общества. Согласно опросам 2003 года, 81% румын поддерживает вступление Румынии в Евросоюз. Так же, как и в процессе интеграции Румынии в НАТО, в этом вопросе существует консенсус всех политических сил. На данный момент Бухарест имеет официальный статус кандидата на вступление в ЕС. Официально мы предоставили наш запрос о присоединении к Евросоюзу еще в 1995 году, сам процесс переговоров о вхождении Румынии в ЕС был запущен в феврале 2000 года. Как известно, каждое государство, желающее войти в Европейский Союз, должно выполнить так называемые 30 глав необходимых требований. На сегодня мы выполнили 22 пункта. Остались еще нерешенными вопросы в таких отраслях, как свободное передвижение услуг, сельское хозяйство, энергетика, юстиция и внутренние дела и др. Мы надеемся до конца этого года выполнить все требования, поскольку наша цель — вступить в ЕС 1 января 2007 года. Именно такой «горизонт» времени для интеграции в Евросоюз был отведен для Румынии и Болгарии.
— В Украине указывают на возможные негативные последствия от расширения ЕС, в частности, в экономической сфере. Разделяют ли в Румынии подобное беспокойство?
— Для Румынии вопрос стоит иначе, поскольку Бухарест подписал соглашение об ассоциированном членстве в ЕС. Естественно, в таком случае действуют другие принципы. В общем же Европейский Союз уже подходит к границам Украины через три страны: Польшу, Словакию и Венгрию. Это уже прямая граница с ЕС. Если говорить о нежелательных последствиях от расширения Евросоюза, — может, они и возможны с технической точки зрения, но только в краткосрочной перспективе. Части из этих десяти стран, присоединяющихся к ЕС, которые имели активные экономические отношения с Украиной, придется вводить некоторые квоты. Но я считаю, что приближение Европейского Союза до самых границ Украины должно иметь в средне- и долгосрочной перспективе положительный эффект. Самое главное — к вам приближается зона стабильности, а также возможность привлечения инвестиций.
— Бухарест намерен ввести в этом году визы для граждан Украины. Согласится ли Румыния на реализацию так называемой асимметричной модели визового режима: Бухарест будет предоставлять бесплатные визы для украинцев, а Украина оставит право безвизового въезда для румынских граждан?
— Естественно, никто не исключает, что в будущем Румыния может пересмотреть свой визовый режим с Украиной. Никто нас не останавливает, улучшение румынско-украинских договоренностей о визовом режиме не противоречит нашим обязательствам перед ЕС.
— Как вы оцениваете сегодняшний уровень сотрудничества Украины и Румынии в политической и экономической сферах?
— За последние годы в политическом диалоге между Украиной и Румынией произошли важные преобразования. Это естественно, потому что наши государства — соседи, две важные черноморские страны, два придунайских государства. Я хотел бы отметить важный визит президента Румынии Иона Илиеску в Киев в сентябре 2002 года, а также его визит в Черновцы в июне прошлого года. Нельзя оставить без внимания и визит в Румынию украинского премьер-министра в 2002 году, а также — визит главы Верховной Рады Украины в Румынию в ноябре прошлого года, что фактически положило конец десятилетию отсутствия межпарламентских связей на уровне глав наших законодательных органов. Уже в этом году есть хорошее начало: 18 февраля состоялся официальный визит министра иностранных дел Украины Константина Грищенко в Бухарест. Все это свидетельствует об успешном развитии политического диалога между Украиной и Румынией. Несмотря на то, что этот год — испытательный для обоих государств (и в Украине, и в Румынии состоятся президентские выборы), продолжение политического диалога будет способствовать развитию дружественных, хороших отношений.
Прогресс заметен и в экономической сфере. В ноябре 2003 года, по сравнению с тем же периодом предыдущего года, товарооборот между Украиной и Румынией возрос на 60%. Румынский экспорт увеличился на 76%, а импорт — на 58%. Так, на 31 ноября 2003 года товарооборот между нашими странами составил более полумиллиарда.
— На каком этапе находятся украинско-румынские переговоры по делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон двух стран в Черном море?
— Переговоры продолжаются. Процесс не прервался, — и это самое главное. Мы должны заметить, что долгие переговоры велись также и перед подписанием Договора о режиме украинско-румынской государственной границы, принятом в прошлом году. Однако надо отметить, что, несмотря на длительность переговорного процесса, этот договор был заключен и подписан на уровне президентов наших стран. Пока длятся переговоры, информация, как правило, остается закрытой. Для этого правительства, министерства иностранных дел назначают комиссии экспертов. Пока продолжаются переговоры, единственные, кто уполномочен делать заявления во время переговорного процесса, — это главы переговорных комиссий. После подписания 17 июня 2003 года Договора о режиме государственной границы проходили еще два раунда переговоров на уровне делегаций и несколько раундов на уровне экспертов. И этот процесс сейчас продолжается.