Этот материал «День» получил из Посольства России в Украине, он является отражением точки зрения автора на проблему, которая во многом определяет сегодня сам порядок международных отношений. Следуя традиции информирования читателя о разных точках зрения по тем или иным проблемам, «День» предлагает эту публикацию.
На днях во многих странах мира прошли массовые манифестации и митинги против угрозы войны в Ираке. Особо многочисленными они были в европейских столицах. В Лондоне, Мадриде, Москве, Берлине, Киеве, Варшаве и других городах на улицы вышли миллионы обеспокоенных граждан.
Сказали свое слово и лидеры ряда европейских держав. Россия, Франция и Германия приняли совместное заявление, в котором изложили общий взгляд на урегулирование ситуации вокруг Ирака. Многие наблюдатели уже расценили эту инициативу как новое явление мировой политики, значение которого выходит за рамки иракского кризиса.
Действительно, сам факт, что с совместной инициативой по самой актуальной и острой международной проблеме выступили государства, которые еще сравнительно недавно находились в противоположных военно-политических союзах, говорит о многом. Это — еще один знак того, как стремительно и необратимо меняются основы международных отношений.
Разумеется, позиции России и западноевропейских стран не раз совпадали и раньше. Это естественно, если учесть, что Россия является неотъемлемой частью европейского культурного и цивилизационного пространства. Но в прошлом на пути практической реализации этой общности неизбежно вставало непреодолимое препятствие в виде блоковой логики. Именно она порой диктовала нашим странам линию поведения, далеко не всегда отвечавшую их подлинным интересам.
Ликвидация системы блокового противостояния открыла возможности для взаимодействия государств на принципиально новой основе. Выросла ответственность всех государств в решении общемировых проблем, последовательно укрепляется дух глобального партнерства. Это и есть элементы того самого многополюсного мироустройства, востребованность которого все больше ощущается мировым сообществом. В рамках такой модели любая страна сможет в полной мере реализовать свои национальные интересы и гарантировать себе и своим партнерам безопасность, стабильность и процветание. Только так можно обеспечить устойчивость, прогнозируемость и эффективность системы международных отношений XXI века.
То, какими путями и на каких принципах мы будем решать ключевые международные проблемы, определит и будущую архитектуру международной безопасности. Показательной в этом отношении сегодня, безусловно, является проблема ликвидации иракского кризиса.
Мировое сообщество в лице Совета Безопасности ООН поставило перед собой ясную задачу — определить, есть ли оружие массового уничтожения в Ираке или его там нет. Россия, как и подавляющее большинство государств, исходит из того, что эта задача может и должна быть решена мирным путем. А применение силы в решении этого вопроса могло бы быть только самым крайним средством.
Совершенно очевидно, что военный удар по Ираку неизбежно повлек бы многочисленные жертвы, прежде всего, среди мирного населения, серьезно дестабилизировал бы обстановку не только на Ближнем Востоке, но и в мире в целом. Был бы нанесен непростительный ущерб делу общей борьбы с международным терроризмом.
С учетом этих аспектов становится понятен и смысл трехстороннего заявления России, Франции и Германии. Его цель: продемонстрировать сохраняющуюся альтернативу войне, готовность во взаимодействии с другими государствами использовать все имеющиеся возможности для мирного и долгосрочного урегулирования проблемы.
Лишены какого-либо основания подозрения в антиамериканской направленности этой инициативы. Времена «холодной войны» прошли. Да, и в самом трехстороннем заявлении подчеркивается открытость к обсуждению различных путей решения иракской проблемы с США и другими государствами в духе партнерства и взаимного уважения.
Очевидно, что инициатива Москвы, Парижа и Берлина нацелена не на раскол, а, наоборот, на сохранение единства мирового сообщества, прежде всего, в рамках Совета Безопасности ООН. В этом — залог эффективности его действий не только в этом, но и в других международных вопросах.
Ирак — далеко не единственная и, к сожалению, не последняя проблема, с которой предстоит столкнуться мировому сообществу. Еще более важный вопрос: какой мир мы хотим построить и какой мир передадим будущим поколениям.
Нам еще не раз потребуется максимально полная мобилизация усилий и потенциала всех государств для противодействия новым глобальным угрозам и вызовам. Их масштаб сегодня таков, что справиться с ними в одиночку никому не под силу. Поэтому тактические различия в подходах не должны вести к снижению эффективности взаимодействия мирового сообщества и уж тем более создавать угрозу раскола в структурах регионального сотрудничества, действующих под эгидой ООН и занятых решением актуальных международных проблем, представляющих одинаковую важность для всех заинтересованных сторон.
Нет сомнения, что особую значимость в современных условиях приобретает сохранение единства евроатлантического сообщества, частью которого сегодня является Россия. Этой цели отвечает дальнейшее наращивание конструктивного партнерства между Россией, государствами Европы и США, объединенных общей ответственностью за поддержание мира и стабильности на обширном Евроатлантическом пространстве и общей заботой о создании безопасных условий жизни для наших народов.