Сегодня Королевство Швеция перебирает на себя председательство в Европейском Союзе. В течение полугода Швеция будет руководить работой ЕС и нести ответственность за то, чтобы Европейский Союз продвигался вперед по важным вопросам. Швеция принимает эстафету председательства в Европейском Союзе в совершенно особой ситуации — ситуации экономического кризиса, подчеркнул премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт в презентации программы, которая вступит в действие с 1 июля. Следует отметить, что Швеции придется действовать в рамках 18-месячной программы, подготовленной совместно с Францией и Чешской Республикой, которые уже завершили свое председательствование.
Приоритетными задачами Швеции на период ее председательства в ЕС являются проблемы, связанные с изменением климата, охраны окружающей среды и энергосбережения, борьба с финансовым кризисом и безработицей, более безопасная и открытая Европа, Балтийская морская стратегия и отношения с соседними странами, реформы Европейского Союза, роль ЕС как глобального актера и продолжение расширения. В предыдущий срок, в 2001 году, когда Швеция заняла кресло председателя ЕС, были намечены три основных цели: расширение Союза, полная занятость и экономический рост, экология.
В 2001 году, когда Швеция председательствовала в ЕС, приоритет был отдан внешнеполитическим задачам, а именно — отношениям с Российской Федерацией. Тогда Швеция взяла на себя функцию налаживания отношений с таким важным и сложным для Евросоюза партнером, и сделать удалось немало. На этот раз среди внешнеполитических задач сделан акцент на вопросах экологии Балтийского моря и на выработке европейской программы по развитию сотрудничества со странами этого региона, а также их экономическому развитию. Украина и Россия названы среди стран, с лидерами которых планируется провести встречи на высшем уровне. Переговоры между ЕС и Украиной о Договоре об ассоциации, включая вопросы о зоне свободной торговли, будут приоритетом и важной частью запланированного саммита ЕС —Украина.
Среди приоритетов на грядущие полгода — вопросы безопасности в Евросоюзе и, прежде всего, борьба с организованной преступностью. Особое внимание будет уделяться вопросам иммиграции.
Примечательно, что темы расширения ЕС и Общей внешней политики и политики безопасности ЕС будут обсуждаться, соответственно, на неформальной встрече министров иностранных дел ЕС в Стокгольме в июле и министров иностранных дел — в Гетеборге в сентябре.
Следует отметить, что Швеция может придать новый импульс переговорам по членству Турции в ЕС. Об этом недавно заявил премьер-министр страны Фредерик Рейнфельд в интервью агентству Associated Press. «Я хочу, чтобы этот процесс оживился, но нам необходимо найти решение, которое бы удовлетворяло всех», — сказал Рейнфельд. По его мнению, вступление Турции в ЕС — очень нужное для Европы дело, в частности, потому, что Турция может стать важным энергетическим партнером, что позволит ослабить зависимость Европы от российского газа ввиду продолжающихся споров между Москвой и Киевом.
Осенью текущего года в Швеции планируется провести саммит Россия — ЕС, в это же время будет принято решение по новой стратегии ЕС в отношении Балтийского моря, а в декабре в Копенгагене пройдет конференция по изменению климата».
Предусмотрено, что затраты на председательство составят 971 млн. шведских крон (126 млн. долларов). Более половины из этой суммы покроет затраты на более чем сто встреч, которые состоятся в Швеции в течение председательствования. Остальные затраты включают культурную и медийную деятельность, повышение квалификации и наем дополнительного персонала в министерствах и некоторых миссиях за рубежом.
1 июля 2009 года председательство Швеции в ЕС начнется с визита делегации Еврокомиссии в Стокгольм. Вечером на территории стокгольмского Скансена пройдут торжества, посвященные началу председательства. Еврокомиссары и министры соберутся в стокгольмской ратуше, чтобы обсудить целый ряд политических тем. В частности, премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу проведут отдельную встречу, чтобы обсудить вопросы, стоящие в повестке дня шведского председательства.
КОММЕНТАРИЙ
Аманда АКСАКОСА, политический аналитик и программный директор Центра европейской политики, Брюссель:
— Шведское руководство очень осторожно подошло к выполнению своих функций. Оно пытается сосредоточивать внимание не на отдельных приоритетах, а скорее — на ряде «вызовов», утверждая при этом, что председательство приходится на уникальный период, совпадающий с выборами нового Европейского парламента, назначением нового состава Европейской комиссии и самым тяжелым экономическим кризисом после 1930-х годов.
Основные вызовы следующие:
— дальнейшее содействие усилиям государств-участников ЕС в борьбе с экономическим кризисом через стимулирующие пакеты, уменьшение безработицы и выяснение основных причин экономического падения;
— достижение соглашения на конференции по изменениям климата, которая состоится в декабре в Копенгагене;
— мероприятия по имплементации Лиссабонского соглашения для его успешного функционирования с первого дня, конечно, при условии, что ирландцы поддержат его на референдуме. Это будет означать объединение первых этапов внешней службы ЕС, введение новой международной структуры в Европейском Совете;
— имплементация Восточного Партнерства и продолжение расширения.
Это очень амбициозные планы, но в истории Швеции много сильных председательств, во время которых были достигнуты результаты. После чешского председательства, которое было хаотичным и беспорядочным, многие ждут, что Швеция хорошо справится с задачей, будь то Лиссабонское соглашение или отношения с восточными партнерами, возлагающими очень большие надежды (особенно Украина) на то, что Швеция улучшит их отношения с Европейским Союзом, особенно ввиду того, что эта страна была одной из авторов программы Восточного Партнерства и ее правительство очень настроено на дальнейшее расширение ЕС и укрепление отношений с восточными соседями.
В Брюсселе наблюдается очевидная «усталость от Украины», которая вместе с продолжающей существовать газовой проблемой усиливается бесконечной вероломной политической борьбой и спорами между так называемым руководством страны. Самое лучшее, что может сделать Украина, — это пытаться действовать объединенным фронтом, когда речь идет об отношениях с международными организациями, МВФ, Мировым банком и т.д., которые пытаются помочь ей выбраться из «черной дыры». Хотя бы один раз в своей жизни политики должны начать думать в первую очередь о стране и населении, а не о себе. Если они серьезные, тогда ЕС может стать серьезнее по отношению к ним.