Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Призрак Арафата

8 ноября, 2004 - 20:17
НА РОДИНЕ АРАФАТА В ПАЛЕСТИНЕ С НЕТЕРПЕНИЕМ ОЖИДАЮТ НОВОСТЕЙ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ СВОЕГО ЛИДЕРА / ФОТО РЕЙТЕР

Высокопоставленные представители Палестинской автономии отложили свой визит к больному Ясиру Арафату, так как против этого выступила его жена, сообщает Би-Би-Си. Премьер-министр Ахмед Куреи, глава Организации освобождения Палестины Махмуд Аббас и палестинский министр иностранных дел Набиль Шаат собирались навестить Арафата в Париже. Суха Арафат заявила телеканалу «Аль-Джазира», что трое палестинских руководителей, которых она назвала «рвущейся к наследству кликой», пытаются «похоронить еще живого Арафата». Она добавила, что ее муж «чувствует себя хорошо и вернется к себе на родину». По словам главы МИД Франции Мишеля Барнье, состояние Арафата очень тяжелое, но стабильное. 75-летний председатель Палестинской автономии был доставлен в парижский военный госпиталь полторы недели назад; с тех пор не было никаких официальных сообщений о его диагнозе. Лишь небольшое количество людей, в том числе живущая в Париже жена Арафата, имеют доступ в его палату. Между тем продолжают ходить слухи о том, что он впал в кому. Что будет с Палестиной в случае смерти Арафата — в следующем материале.

История предоставила Ясиру Арафату гораздо больше времени, чем большинству лидеров, для достижения поставленной цели. В конце концов, он был палестинским лидером на протяжении 35-ти лет. И тем не менее он оставил свой народ в ужасном положении: без государства, в ходе обреченной на поражение войны, с разрушенной экономикой. Смогут ли его преемники вдохнуть новую жизнь в историческую миссию палестинцев и довести ее до конца, будет зависеть от того, какую цель они поставят перед собой.

Карьера Арафата свидетельствует о том, что на самом деле он никогда не отступал от веры в то, что миссией его жизни было уничтожить Израиль любыми средствами и построить на его месте палестинское арабское государство. Независимое палестинское государство, не включающее в себя весь Израиль, никогда не привлекало его. Он был в равной степени безразличен к материальному благополучию своего народа и ко всему, что касалось создания жизнеспособной политической и экономической системы.

Сейчас, в постарафатовскую эпоху, палестинский народ должен выбрать одну из нескольких стратегий. К сожалению, большая часть альтернативных вариантов предполагает продолжение насилия и терроризма. Стратегия «умеренных» сводится к созданию независимого палестинского государства в максимально короткий срок, исходя из предположения, что, избавившись от израильского присутствия и остановив насилие, палестинцы смогут сосредоточиться на конструктивных действиях, включая переселение беженцев и улучшение условий жизни. Но такие взгляды разделяет лишь незначительное меньшинство лидеров, а именно бывший премьер-министр Абу Мазен и Мохаммед Дахлан, возглавляющий собственную военизированную группировку в секторе Газа.

Если бы Арафат выбрал этот путь, смирившись с существованием Израиля, положив конец терроризму и выступив против палестинских экстремистов, конфликт разрешился бы много лет назад. Но без единого всесильного лидера любому преемнику будет сложно провести в жизнь трудные решения, которых требует такая позиция. Жесткий курс является традиционным идеологическим подходом, отстаиваемым многими ветеранами движения «ФАТХ» и Организацией освобождения Палестины, вернувшимися из ссылки на Западный берег и в сектор Газа, включая самого Арафата. К числу сегодняшних лидеров, придерживающихся этого курса, принадлежат такие люди, как глава Палестинского национального совета Салим аль-Занун и идеологический лидер «ФАТХ» Сакр Хабаш, выступающий за продолжение войны с Израилем до полного уничтожения последнего, после чего в Палестине должен установиться относительно секулярный националистический режим. Они смотрят свысока на молодых лидеров и видят угрозу в исламистах.

Молодое поколение палестинцев, рожденных на Западном берегу, лидеры которых начали политическую деятельность во время восстания в конце 70-х годов, поддерживает агрессивную воинственную стратегию, считая сторонников жесткого курса развращенными коррупцией и утратившими связь с реальностью. В отличие от сторонников жесткого курса антиклерикального толка, сторонники агрессивного подхода, самым известным лидером которых является Марван Баргхути, возглавляющий группировку «Танзим», входящую в движение «ФАТХ», готовы работать с исламистами.

Они утверждают, что для победы над Израилем необходима двухэтапная стратегия. На первом этапе длительное продолжение насилия заставит Израиль покинуть оккупированные территории. Затем, взяв верх над Израилем, палестинцы смогут перейти на следующий этап завоевания Израиля, что предполагает многолетнюю вооруженную борьбу, часто принимающую форму террора против гражданских лиц.

И, наконец, существует революционный исламистский подход, представленный движением «Хамас», стремящимся к продолжению войны и использованию терроризма независимо от того, сколько это потребует времени и сколько унесет жизней, до тех пор, пока не будет одержана полная победа над Израилем и антиклерикальными палестинскими националистами. Тогда Палестина станет исламистским государством, в котором все «умеренные» будут расстреляны, а старое националистическое руководство отправлено в отставку или же заключено в тюрьму за коррупцию. Между тем «Хамас» выражает готовность сотрудничать с националистами, особенно же с представителями агрессивного направления «ФАТХ».

Проблема «умеренных» в Палестине очевидна: любой лидер, желающий заключить мирное соглашение с Израилем, столкнется с противостоянием — страстным и даже агрессивным — со стороны около 80% движения. Главный вопрос заключается в том, сможет ли палестинский народ, уставший от постоянных раздоров, а также коррупции и некомпетентности своего руководства, громко заявить о своих желаниях, чтобы положить конец конфликту, который обходится им так дорого. Но ни одна из соперничающих группировок не считает нужным спрашивать у народа. Арафат не оставил после себя никаких институциональных механизмов, позволяющих сделать это.

Более того, нельзя недооценивать и привлекательность радикальной религии, идеологии и дезинформации для народных масс. Очень немногим палестинцам известно, что четыре года назад Арафат отверг предложение о создании независимого государства размером с весь Западный берег и сектор Газа, а также предоставлении более 20-ти миллиардов долларов в качестве компенсации для беженцев. Главной проблемой, оставленной Арафатом, является полное отсутствие какого-либо руководства. В истории редко встречаются примеры сознательного направления политического движения на путь хаоса его основателем. Арафат не только не оставил после себя преемника, он не оставил порядка. На протяжении десятилетий в движении развилась политическая культура недисциплинированности. Арафат находился во главе анархии, поощряя соперничество, подрывая деятельность других потенциальных лидеров и стремясь к полному сосредоточению власти (и денег) в собственных руках.

Только если постарафатовское движение примет решение, что действительно желает создания палестинского государства в обмен на окончание конфликта с Израилем, появится реальный шанс на установление мира. Смерть Арафата может означать начало этого процесса, но переход власти к новому палестинскому руководству может потребовать многие годы, и нет никакой гарантии, что это руководство будет умеренным.

Барри РУБИН — директор Центра глобальных исследований в области международных отношений (GLORIA), соавтор книги «Ясир Арафат: политическая биография».

Барри РУБИН. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ