Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проблема Лукашенко

Как ЕС обеспечить сближение с Беларусью
18 января, 2011 - 19:54

Говорят, что белорусский президент Александр Лукашенко никогда не упускает возможности удивить и своих друзей, и своих врагов. Это безусловно верно, если вспомнить о его реакции на исход декабрьских президентских выборов.

В преддверии голосования 19 декабря ближайшие перспективы для Лукашенко были несомненно радужными. Ряд дыр в белорусском бюджете удалось залатать благодаря сделке, заключенной в последний момент перед выборами с Россией, которая отменила пошлины на поставляемую в Беларусь сырую нефть (правда, Минск согласился перечислять свои пошлины от экспортируемых нефтепродуктов в бюджет России).

ЕС, тем временем, просигнализировал о своей готовности укреплять сотрудничество с Беларусью. В обмен на проведение более состязательных выборов Минску был обещан пакет кредитов и безвозмездной помощи на сумму 3,5 млрд. евро, а также активизация политического диалога.

Улучшение отношений с Брюсселем дало бы Лукашенко достаточно пространства для маневра, и он мог продолжать свою старую игру, лавируя и балансируя между Востоком и Западом, а также снижая свою чрезмерную зависимость от России. Кроме того, внутренней оппозиции накануне выборов не хватало единства, а у президента в руках были все необходимые административные ресурсы, включая контролируемые государством СМИ, и поэтому он мог при необходимости подтасовать результаты голосования.

Но протесты после выборов оказались безобразным зрелищем. Скорее всего, это произошло из-за подстрекательства провокаторов от государства. На следующий день после сфальсифицированных выборов Лукашенко объявил невероятные результаты голосования — 79,7% голосов в поддержку действующего президента. Надо сказать, никто в Брюсселе и в других местах и не ждал абсолютно прозрачных и демократических выборов. Но та жестокость, с которой спецназ подавил демонстрации протеста, стала настоящим шоком.

Арест семи из девяти соперников Лукашенко на выборах, а также задержание 630 с лишним активистов также вызвали удивление и совершенно очевидно были не нужны, учитывая разобщенность оппозиции и масштабы протестов на площади Минска, которые оказались меньше, чем после выборов в 2006 году. Более того, репрессивные меры подавления резко контрастировали с предвыборным периодом, когда кандидаты от оппозиции свободно собирали подписи и проводили свои кампании по всей Беларуси. Они даже приняли участие в открытых дебатах на государственном телевидении.

Такой поворот событий погасил все надежды в Беларуси и за рубежом на постепенное открытие страны навстречу Западу. Когда в мировых средствах массовой информации появились фотографии жестоко избитых активистов, а 22 человека, включая кандидатов в президенты, столкнулись с реальной возможностью получить до 15 лет тюрьмы, белорусский режим фактически вынудил ЕС отказаться от своего предложения о развитии сотрудничества.

Хотя нельзя исключать и возможность провокаций во время демонстраций со стороны радикалов в рядах оппозиции, это ни в коей мере не объясняет и не оправдывает жестокие ответные действия милиции. Но, наверное, шок в Брюсселе был для кое кого самоцелью, а не побочным продуктом такой суровой реакции. Одна из теорий гласит, что местные спецслужбы, которые многое потеряют в случае продолжения сближения Беларуси с Западом, одержали верх над фракцией реформаторов во власти, и что именно они стояли за попыткой «оппозиции» штурмом взять Дом правительства, вызвавшей столь суровую ответную реакцию.

Но кто бы ни держал в руках бразды правления в Беларуси, заявление о том, что режим решительно отвернулся от Евросоюза, кажется чрезмерно упрощенным.

Если говорить просто, он не может себе этого позволить. Минск прекрасно понимает, что у него больше нет возможностей целиком и полностью полагаться на Москву. Белорусский режим лучше всех знает о переменчивом характере российской поддержки. У Москвы есть и другие заботы кроме финансирования экономики своего соседа, которая не видит никаких реформ. В этом году дефицит платежного баланса в Беларуси может составить за год семь млрд. долларов, и ни Минск, ни Москва не смогут погасить его самостоятельно. Новое правительство и находящиеся у его штурвала опытные чиновники знают, что экономическую ситуацию необходимо срочно исправлять. Уже приняты меры стимулирования новых начинающих малых предприятий; более чем на 10% повышены цены на газ и отопление. Некоторые круги начинают признавать, что более открытые отношения с Западом это экономическая необходимость.

Евросоюз должен реагировать на последние события быстро, но с умом. Его интересы неизменны: расширять круг друзей в Минске и предоставлять новые возможности тем, кто выступает за сближение с Западом.

Новые всеобъемлющие санкции без всякой на то необходимости станут наказанием для всех и снизят влияние ЕС. Следовательно, реакция должна быть жесткой и суровой, но целенаправленной и точечной. Брюссель должен запретить въезд в Евросоюз тем, кто несет прямую ответственность за насилие — в том числе, президенту Лукашенко. Институты и страны-члены ЕС должны отказаться от дальнейшего сотрудничества с режимом, пока не будут освобождены все задержанные. Пока Беларусь держит в тюрьмах политзаключенных, не должно быть никаких контактов на высоком уровне.

Но в то же время ЕС должен продолжать усилия по развитию отношений с белорусским обществом, включая упрощение визового режима для граждан Беларуси, чтобы в стране расширялся круг тех, у кого есть личная или деловая заинтересованность в укреплении связей с Евросоюзом. Чтобы обеспечить быстрое введение упрощенного визового режима, ЕС должен вести диалог с белорусскими руководителями низового звена по таким вопросам как безопасность на границах.

Выборы не убили надежду на постепенное сближение ЕС с Минском, но этот процесс явно заторможен, по крайней мере, до тех пор, пока в Беларуси будут политические заключенные. Тем временем, ЕС должен научиться проводить различия между разными кругами и силами в Минске, заводить друзей и изолировать противников. Задача сближения с Беларусью намного усложнилась, но она не стала невыполнимой.

Эндрю УИЛСОН и Яна КОБЗОВА — научные сотрудники Европейского совета по международным отношениям. Поскольку они являются специалистами по Беларуси, их мнения и высказывания после белорусских выборов часто цитируют такие издания, как New York Times, Wall Street Journal, Guardian и Moscow News.

КСТАТИ

Польша запретила въезд в страну президенту Беларуси Александру Лукашенко, а также ряду белорусских чиновников, сообщило вчера польское информационное агентство ПАП со ссылкой на источник в МИД. Список представителей белорусских властей, которым запрещено въезжать на территорию Польши, стал ответом Варшавы на разгон акции оппозиции 19 декабря в Минске. «Помимо президента Александра Лукашенко, в списке также есть фамилии белорусских судей, прокуроров, глав служб, ответственных за преследование оппозиции», — сообщает агентство.

Эндрю УИЛСОН и Яна КОБЗОВА. EUobserver.com, Бельгия, перевод ИноСми.Ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ