Разговоры о возможном реверсировании нефтепровода Одесса — Броды вызвали немалые споры и громкие заявления как внутри страны, так и за ее пределами. Россияне убеждают в выгодах реверса для Украины. Запад намекает, что «неевропейское» использование трубы поставит крест на проекте. Украинское руководство делает вид, что размышляет, однако параллельно с напряженными дискуссиями проводит и конкретную работу. Похоже, не в пользу сторонников реверса. В прошлую субботу Киев с визитом посетил представитель Директората по вопросам транспорта и энергетики Европейской Комиссии Фаузи Бенсарса. В этот вторник он посетил Варшаву, где при участии руководства «Укртранснафты» и польской нефтетранспортной компании PERN «Przyjazn» определялся способ развития проекта «Броды — Плоцк». Одним из главнейших поднимавшихся вопросов было привлечение инвесторов для продления трубы до польского Плоцка. Также во время встреч говорилось об организации работы трехсторонней рабочей группы (Украина, Польша, Еврокомиссия) для реализации проекта. О транспортных возможностях Украины, о значении их для Европы, об отношении Брюсселя к попыткам реверса — в интервью с Фаузи БЕНСАРСОЙ.
— Господин Бенсарса, во время визита в Киев вы провели встречи с украинскими должностными лицами. Каковы итоги вашего визита?
— Как вы знаете, 27 мая на конференции в Брюсселе украинское и польское правительства поддержали проект «Одесса — Броды» и подтвердили его коммерческую жизнеспособность. Позитивные результаты заключаются в том, что представители нефтеперерабатывающих заводов Украины, Польши, Словакии, Чехии и Германии подтвердили свое желание использовать этот нефтепровод. Поэтому выводы таковы: его действительно следует продлить до Плоцка. Такие международные финансовые организации, как Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк выразили желание инвестировать в этот проект. Кроме того, им заинтересовались некоторые частные банки. То есть он открыт для частных компаний. Если у вас есть политические заверения правительств Украины и Польши, если у вас готов рынок и международные финансовые организации готовы вкладывать инвестиции, то проект, конечно, будет развиваться быстро. И именно поэтому вице-премьер-министр Виталий Гайдук, его польский коллега Марек Пол и вице-президент Еврокомиссии Лойола де Паласио договорились создать рабочую группу, которая займется развитием проекта.
— Почему, на ваш взгляд, разработка концепции бизнес- плана проекта «Одесса — Броды» и принятие совместной декларации Украиной, Польшей и Европейской Комиссией по сотрудничеству в его реализации породили такие отчаянные попытки реверсировать нефтепровод?
— Буду откровенен. Еврокомиссия не играет в политические игры с нефтепроводами и танкерной транспортировкой нефти, поскольку очень серьезно относится к безопасности энергетических поставок. Мы признали нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк очень важным для безопасности всей Европы. В частности, он очень важен для безопасности энергетических поставок в Украине и Польше.
— Почему не может быть так, что Украина немного покачает российскую нефть из Бродов до Одессы, а потом — каспийскую в Европу? Почему идея реверса не соответствует европейской стратегии?
— Этот проект нужно реализовать в три этапа. На первом — нефтепровод будет использоваться для поставок нефти на перерабатывающие заводы Западной Украины. Есть еще перерабатывающие заводы в Словакии, неподалеку от Украины, также существует нефтепровод «Дружба». Объединение этого нефтепровода с Одесса — Броды не требует больших инвестиций. Нефтепровод есть, и можно начать работу уже сейчас — в сентябре — октябре. Второй этап — продление нефтепровода до Польши и Германии, и здесь работу необходимо выполнить профессионально. Что же касается реверсивного направления, хочу, чтобы вы поняли меня четко. Украина — независимое государство, и никто не может ее обязать или вынудить делать то, чего она не хочет. Единственное, что беспокоит ЕС, — безопасность поставок. Поставки морским путем считаются просто опасными. Если Украина начнет использовать этот нефтепровод в направлении Броды — Одесса, то Черное море и пролив Босфор будут еще больше загружены. Евросоюз не хочет повторения той аварии, которая произошла в прошлом году с танкером «Престиж». Поэтому Еврокомиссия поддерживает развитие проекта «Одесса — Броды — Плоцк». Что касается коммерческой стороны вопроса, то это дело частных компаний — обеспечить Украину, Польшу, Словакию инвестициями для развития проекта. И последний вопрос. В следующем году Украина уже будет на границе ЕС. В контексте расширенной Европы нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк, который будет транспортировать нефть из Каспийского региона, очень важен. Потому что в Каспийском регионе нефть малосернистая. Если она попадет на нефтеперерабатывающие заводы Европы, это, разумеется, будет плюсом, ведь тогда они будут производить, и для Украины в том числе, продукт очень высокого качества. В целом следует отметить три важных момента. Первый — безопасность поставок, второй — уменьшение поставок морским путем и третий — производство качественных нефтепродуктов. Поэтому мы так серьезно и относимся к этому нефтепроводу.