Ткаченко считает, что Украина сделала «много шагов», стремится быть полноправным членом организации, но в то же время не хочет, чтобы «ею манипулировали». Если украинский спикер хотел удивить Совет Европы, то, кажется, своей цели он достиг — в этой организации знают, что Украина на пути в Европу просто пробуксовывает.
Ги ДЮФОР, сосекретарь Комитета мониторинга по выполнению обязательств стран—членов СЕ
— Как известно, Ассамблея в январе приняла резолюцию с рекомендациями по обязательствам Украины. Там сказано, что если Украина не достигнет ощутимого прогресса в ряде отраслей, Ассамблея в начале июньской сессии будет говорить о прекращении полномочий украинской парламентской делегации. Мы знаем, что со времени принятия Конституции 1996 года у Украины реально нет ощутимого прогресса на пути к демократии. Мы ожидали изменений в новом Гражданском кодексе, новом Уголовном кодексе, новом законе о политических партиях и, конечно, ратификации 6 протокола. От доклада двух представителей СЕ, которые находятся в Украине с 9 мая, зависит, будет ли идти речь на июньской сессии о приостановке полномочий делегации.
На второй встрече глав государств Совета Европы Президент Кучма говорил, что мораторий действует и не будут приведены в исполнение смертные приговоры. Поэтому для нас его высказывание, что массовый убийца Анатолий Оноприенко должен быть казнен, является неприемлемым. Я понимаю, что в Украине началась президентская кампания, и в это время каждый лидер должен иногда говорить то, что он думает. Позиция же Ассамблеи ясно высказана в одной из резолюций — если в Украине будет казнен хотя бы один человек, парламентскую делегацию Украины автоматически лишат полномочий.
Относительно украинских тюрем. Во- первых, в Украине сильна тенденция сажать людей в тюрьмы вместо того, чтобы найти альтернативное наказание. Во-вторых, Совету Европы известно, что условия в тюрьмах действительно ужасны. Мы знаем, что у вас финансовые трудности. Но фактически мы предлагаем власти не столько улучшать тюрьмы, сколько изменить традицию в Украине отправлять туда людей вместо того, чтобы, например, наложить на них штраф. Украина фактически единственная страна Совета Европы, которая не выполняет своих обязательств по отмене смертной казни. С 9 ноября 1995 года, когда Украина вступила в СЕ и пообещала ввести мораторий, до 11 марта 1997 года были приведены в исполнение 212 смертных приговоров. Эти цифры были засекречены. То есть в то время, когда проводились казни, Совет Европы был уверен, что в Украине действует мораторий на смертные приговоры.
Также мы знаем о тысячах случаев коррупции в Украине.