Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Просто, надежно, недорого

Технологии специальных операций
19 июня, 2004 - 00:00

Резонансное задержание 2 июня этого года правоохранителями турецкой таможни Амбарли (Стамбул) двух контейнеров, направлявшихся из Украины в Египет, для журналистов и общественности уже стало историей. Тем не менее, анализ этого случая, во-первых, дает все основания считать цепь прошедших событий отнюдь не случайностями, а во-вторых — заявить, что информационное сопровождение любой чувствительной деятельности становится ее наиболее весомой составляющей.

Украинские власти взывают к масс-медийным структурам лишь в тех случаях, когда необходимо публично заявить о непричастности к каким-либо событиям. Событие же в Турции свидетельствует об изменении формата сотрудничества со средствами массовой информации ряда правительств. Кроме того, информационный взрыв продемонстрировал, что для поджигания капсюля-детонатора теперь нет необходимости даже в правдоподобных подробностях. Однако обо всем по порядку.

НЕ БЫЛО НИ УКРАИНСКОГО КОРАБЛЯ, НИ УКРАИНСКОГО ГРУЗА!

Исходные данные этой истории таковы: украинские власти к грузу, остановленному в Стамбуле, не имели никакого отношения. Согласно условиям сделки, украинская сторона сопровождала груз с проданными министерству обороны Египта запасными частями к вооружениям противовоздушной обороны до борта корабля, выбранного заказчиком самостоятельно. После погрузки вся ответственность за перемещение 728 единиц запчастей для зенитно-ракетных комплексов «Куб», «Волга» и «Тунгуска» перешла к покупателю техники и перевозчику.

Что касается маркировки контейнеров, к которой позже возникли претензии, то, согласно международным нормам, ЗИП — запасные части — не считаются разрядным грузом и не требуют специальной маркировки для контейнеров с оружием. Два задержанных контейнера не содержали элементов боевого назначения, — их содержимое составляло где-то 1/6 или 1/5 ракеты зенитной С-75. Стоит отметить, что это была не сомнительная разовая сделка через посредника, а прямой легитимный контракт между официальным украинским специальным экспортером «Укроборонсервисом» и не менее официальным египетским военным ведомством. Однако ничто не могло помешать провести успешную информационную операцию.

ХРОНИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ОПЕРАЦИИ

История началась 2 июня, когда полиция порта в Стамбуле по подозрению в нарушении порядка международных перевозок товаров военного назначения задержала груз, который на греческом судне направлялся из Украины в Египет. Оперативно и прямо на борту судна была проведена акция с немалым количеством журналистов. В репортаже одного из центральных телеканалов государственный министр Турции чуть ли не лично вскрывал ящики контейнера и демонстрировал содержимое. Однако внимательные зрители не могли не заметить, что кроме ящиков с украинскими ЗИПами на экранах мелькали и автоматы, кстати, не украинского и даже не советского происхождения. А это полностью меняет ситуацию: транспортировка стрелкового оружия происходит уже по совершенно иным правилам, требует маркировки и немалого числа других формальностей. Впрочем, это никого не смутило: о таких нюансах знают лишь специалисты, а материал предназначался для широкой публики.

Уже 3 июня турецкая газета SABAH поведала об успешной операции своих специальных служб. Было также упомянуто о спутниках слежения, которые и «вычислили» контрабандный груз. К слову, специалисты, сопровождавшие груз в Одессу, заявляют, что это исключено, поскольку спецгруз находился в контейнерах.

Когда 4 июня группа украинских экспертов прибыла в Стамбул для выяснения обстоятельств и причин возникшей экстремальной ситуации, дело уже было сделано: информация «гуляла» по всему миру, не минуя, конечно, и украинские СМИ.

Только 7 июня генеральная прокуратура Турции официально признала, что содержимое контейнеров соответствует заявленному, а инцидент с задержанием груза имел исключительно технический характер. Но даже тут греческое судно снова было названо украинским. «К сожалению, в связи с этим были обнародованы непроверенные и недостоверные данные о якобы нелегальной поставке оружия и боеприпасов», — сообщалось в заявлении, текст которого размещен на сайте внешнеполитического ведомства Турции.

Казалось бы, легитимность поставки запасных частей к комплексам противовоздушной обороны для министерства обороны Египта всеми сторонами была подтверждена. Можно было бы успокоиться. Если бы не одно «но». Оно заключается в том, что в результате проведенной информационной акции у обывателя сформирован четкий стереотип: турецкие спецслужбы основательно стоят на страже интересов государства и мирового сообщества; украинские торговцы оружием что-то там пытались «прокрутить», но как-то выпутались из ситуации. Добавим, что сформирован отнюдь не стереотип некомпетентности турецких спецслужб, которые, как оказалось, слабо разбираются в маркировках грузов. Или делают вид, что не разбираются.

УРОКИ ЧУЖОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Формально украинская сторона могла бы и не реагировать на такую акцию. Или ограничиться заявлением МИДа и проглотить негатив, списав все на напряжение спецслужб соседнего государства перед саммитом НАТО.

Но в чем все-таки была причина возникновения такой ситуации? На этот счет существует несколько версий. Первая, как считают эксперты, может быть связана с желанием продемонстрировать накануне саммита Североатлантического альянса способность обеспечить его нормальное функционирование. Но если так, то в этой нервозности и ошибках такого уровня кроется как раз неуверенность по поводу обеспечения необходимого уровня безопасности.

Вторую версию наблюдатели связывают с тем, что инцидент произошел накануне официального визита министра иностранных дел Турции в Египет. Не исключено, что таким образом была реализована попытка получить дополнительный козырь на переговорах. В связи с этим в течение двух дней, предшествующих министерскому вояжу, были зафиксированы чрезвычайно активные консультации сторон. Но, если так, то причем тут Украина?

Наконец, третью версию аналитики связывают со стратегическими геополитическими процессами. Речь о том, что Турция, имеющая наиболее мощный военный флот в Черноморском регионе, намерена заявить о себе как о региональном лидере. А для этого нужны активные наступательные действия, демонстрирующие глобальное превосходство. В том числе — в сфере общей безопасности и контроля. Турция сегодня осуществляет тотальный контроль над транзитами через Босфор. Учитывая, что через Украину будет перемещаться транзитное оружие из России и Беларуси, это далеко не последняя ситуация с перевозками. И оружие тут может оказаться не на первом плане. Что касается Украины, то она оказалась лишь объектом для отработки специальных задач.

Правда, для украинцев есть еще один вопрос: в чем корень такой системной уязвимости Украины и системной слабости ее информационного пространства? Может быть, дело в том, что в Украине все еще не создан нормально действующий механизм взаимодействия власти со СМИ и общественными организациями?

Валентин БАДРАК, Центр исследований армии, конверсии и разоружения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ